Без рисков и по закону: как «гаражная амнистия» защитит право россиян на собственность

Новый законопроект поможет миллионам жителей России – в том числе, ленинградцам – защитить свои права и гаражи

26 января в Государственной Думе прошел первое чтение законопроект о «гаражной амнистии». Этого документа ждали около 15 лет, ведь сегодня права владельцев гаражей законом не защищены – в законодательстве прежде отсутствовало даже само понимание того, что такое гараж.

Сколько человек попадет под эту амнистию? Какие документы помогут доказать владение собственностью? Когда закон может вступить в силу? На эти и другие вопросы сегодня отвечали участники совместной онлайн-дискуссии партии «Единая Россия» и издательского дома АиФ. А Online47 уточнил, актуально ли это для жителей Ленинградской области.

Теперь официально

В России зарегистрировано 36,9 тысяч гаражных кооперативов, более 5,6 млн гаражей поставлено на кадастровый учет. Однако по факту объектов намного больше – Росреестр уже выявил более двух миллионов гаражей, находящихся вне правового поля. И это – далеко не конечные цифры.

А ведь отсутствие официального оформления не позволяет владельцам защитить свои права и создает сложности при попытке продать гараж или передать его по наследству.

«Гаражи создавались в советское время, и основная их часть до сих пор находится в полуофициальном положении. Если муниципалитет решает воспользоваться землей в своих целях, то понятно, кто выигрывает, – разъяснил соавтор законопроекта, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. – Но граждане не виноваты, что в государстве менялись правила игры. Мы должны защитить их права».

Этот законопроект неспроста вызывает аналогию с «дачной амнистией» – схема примерно та же. Более того, первая амнистия должна была распространяться и на гаражи, однако оказалось, что в законодательстве нет даже нормального определения того, что такое гараж.

При этом сегодня доказать свое право собственности можно только в суде – что, безусловно, очень непросто само по себе и вызывает много стресса. Законопроект позволит исключить эту моральную нагрузку на граждан.

pixabay.com

Что попадает под амнистию?

Законопроект четко обозначает объекты, которые можно оформить в собственность по упрощенной схеме. В частности, гараж должен быть:

· Отдельно стоящей, не временной, не движимой постройкой, находящейся во дворе или гаражном кооперативе. Причем оформить собственность получится даже в том случае, если кооператив уже ликвидирован;

· Использован для хранения именно транспортного средства, а не в качестве, к примеру, склада для ненужных вещей;

· Построен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ – то есть до 29 декабря 2004 года;

· Расположен на земельном участке, который был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией либо выделен иным образом и является муниципальной или государственной собственностью.

Таким образом, под амнистию не попадают так называемые «ракушки» и гаражи, расположенные на садовых участках.

Особенности официального оформления

Процедура, обещают разработчики законопроекта, будет упрощена максимально. Для приватизации понадобится обратиться в органы местного самоуправления с одним заявлением и имеющимися на руках документами. Приниматься будут все, даже косвенные доказательства собственности.

Так, в их числе могут быть справка о выплате пая, членство в гаражном кооперативе, старый технический паспорт, решение самого гаражного кооператива или иной организации о распределении гаражей.

При этом оснований для отказа в предоставлении земельного участка, по сравнению с общим регулированием земельного законодательства, будет намного меньше.

«Однако нужно учесть баланс частных и публичных интересов. Мы должны дать оформить права всем добросовестным гражданам и при этом не дать возможность легализовать самострой», – подчеркнул замруководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

Подать документы в адрес органов местного самоуправления можно будет в том числе в формате «одного окна» в МФЦ или на портале Государственных услуг.

Законопроектом уделяется особенная роль и местной власти. Так, именно они должны будут подавать в Росреестр заявление на регистрацию – благодаря этому гражданам не придется платить государственную пошлину. Также оговаривается, что муниципалитет сможет помогать жителям провести кадастровый учет – в том числе, оплачивать его из средств бюджета.

pixabay.com

Когда можно «амнистироваться»?

Предполагается, что законопроект будет принят уже в ближайшие месяцы – в феврале-марте – и начнет действовать с 1 июля текущего года. А продлится «гаражная амнистия» вплоть до 1 января 2026 года – по крайней мере, сегодня в документе указан именно этот срок.

Впрочем, часть норм, вполне вероятно, будет действовать на постоянной основе. А саму амнистию могут продлить – как это было с «дачной».

Это не попытка «добавить налогов»?

В интернете сегодня можно встретить сомнения относительного «гаражной амнистии» – не все граждане верят, что выход в правовое поле сделает жизнь проще. Однако авторы законопроекта убеждены в обратном.

«Кооператив получат правовую определенность. Будут защищены собственники, можно будет изъять земельный участок только если договорились; изъятие участка для общественных и государственных нужд будет очень сложной процедурой. В 99,9% это все будет оставаться у граждан в собственности, и кооперативы заживут нормальной жизнью», – уверен Павел Крашенниников.

Безусловно, на каждого члена ГСК будет распространяться и вся «земельная» ответственность. Так, участок можно будет использовать только по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием. Также нужно будет соблюдать правила по охране окружающей среды, градостроительные нормы и правила и другие законодательные моменты.

Однако это и так, кажется, должно быть очевидным.

«Я рисков не вижу. Ведь это исключительно добровольное решение гражданина, если его устраивает сегодняшнее положение дел – пожалуйста. Это всего лишь дополнительный механизм оформления, – также пояснил Алексей Бутовецкий. – И налоговой составляющей здесь практически нет, так как гараж – один из самых дешевых объектов в налогообложении».

После приватизации гараж и участок изъять не смогут?

Смогут. В части градостроительной политики ничего не изменится, изъятие для государственных и муниципальных нужд законодательно предусмотрено. Правда, механизм согласования – очень непростой.

«Но главное – построить цивилизованный диалог с собственником. Если есть основания, предусмотренные законом, участок может быть изъят, но будет официальная оценка гаража, официальная процедура», – подчеркнул замруководителя Росреестра.

Актуальный комментарий

Как отметил в беседе с Online47 руководитель региональной общественной приемной партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Ленинградской области Алексей Ломов, этот законопроект актуален для 47 региона.

«У нас есть «горячая точка» – это гаражи, расположенные на территории Заневского городского поселения. В городе Кудрово, в Янино, та достаточно большой массив, порядка 800 гаражей. Уверен, что в ряде территорий Ленобласти – во Всеволожском, Ломоносовском районах – тоже такие вопросы возникают. Может, не в таких объемах, но точно».

К примеру, большой гаражный кооператив – порядка 2000 мест – есть и в Сертолово. В целом, это стандартная история – ведь в Ленобласти, как и по всей стране, при развитии городов и сел выделяли землю под гаражи.

«У нас нет законодательства по этому поводу по причине того, что это формируется федеральным законодательством. Мы все ждали этого закона, и я даже сам обращался года два назад в Госдуму по этой теме. Я доволен тем, что все сдвинулось с места и есть по крайней мере понимание самой ситуации, – прокомментировал Алексей Ломов. – Это сложный процесс, который длится уже лет 15. Основная история в том, что гаражный кооператив получал землю в аренду на 49 лет. У части этот срок аренды уже закончился, и с этим надо что-то делать. А поскольку надо все-таки общаться, а не прикрывать нежелание общаться чиновников нормативно-правовыми документами, данный закон как раз и позволит наладить коммуникацию».

При этом в Ленинградской области весь процесс приватизации гаражей пройдет проще, чем, к примеру, в крупных городах, полагает парламентарий. Это связано с тем, что землей, которая находится на территории того или иного поселения, распоряжаются сами муниципалитеты, а значит – лишних проволочек быть не должно.

«У нас можно решить все на месте, предусмотрев заранее при формировании генплана возможность переезда данных гаражей. Это в том случае, если их необходимо изъять для того, чтобы там что-то было целесообразное для жителей – дорога, остановка, станция метро или другой объект», – резюмировал он.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47