Цифровая трансформация: как социальную поддержку россиян за пять лет в онлайн переведут

Единая цифровая платформа объединит в себе все меры социальной поддержки граждан

В течение пяти ближайших лет социальную сферу России ожидает цифровая трансформация. В рамках реализации общенационального плана действий будет создано так называемое «социальное казначейство», которое должно упростить для людей получение социальной помощи.

Концепцию цифровой трансформации социальной сферы утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. И уже понятны ключевые составляющие нового подхода к соцподдержке россиян.

Соцподдержка на «удаленке»

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения заставили по-новому взглянуть на множество вещей и процессов. В России в кратчайшие сроки был сделан серьезный шаг в сторону цифровизации, и этот процесс трансформации продолжается и сегодня.

Так, в Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, особое внимание уделено формированию «Социального казначейства» – особой системы, которая обеспечит

«создание условий для предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней без предоставления гражданами документов – на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан, что повысит адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Реализовано это будет с помощью создания единой цифровой платформы, которая объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, а также учреждений медико-социальной экспертизы и позволит собрать все данные в одном месте. Таким образом, те, кто нуждается в помощи, будут получать ее автоматически – без заявлений, сбора документов и хождения по многочисленным инстанциям.

«Такой подход уже апробирован. Автоматически начислялись 5 тысяч рублей на детей до 8 лет, которые были введены по инициативе Президента перед Новым годом, – напомнил на оперативном совещании с правительством Михаил Мишустин. – Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно».
Не пропустите

Появление единой платформы позволит также сделать более понятным, какая семья и с какими доходами может получать ту или иную меру поддержки. Кроме того, как сообщает пресс-служба правительства, в планах – расширение самих мер поддержки, новый подход к расчету среднедушевого дохода семьи и применение электронных сертификатов.

«Кроме того, с текущего года во всех регионах опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на своих подопечных в электронном виде через портал государственных услуг. Без личного присутствия и бумажных документов, как требуется сейчас, – также анонсировал премьер-министр РФ. – Вырастет число дистанционных сервисов и для инвалидов. Прежде всего – тех, которые касаются медико-социальной экспертизы».

Будут расширены и возможности упрощенного использования маткапитала – его можно будет направлять напрямую через банковское приложение на оплату не только ипотеки, но и обучения.

А для того, чтобы гражданам было, где и кому задать вопросы по видам социальной помощи, будет создан и единый контакт-центр. Получить консультации в нем можно будет круглосуточно, при этом предполагается, что информирование охватит не только федеральные, но и местные – региональные, муниципальные – меры поддержки.

Прицел на будущее

Концепция цифровой трансформации социальной сферы рассчитана на пять лет – до 2025 года. Однако первый эксперимент по использованию «социального казначейства» пройдет уже в этом году – как уточняет пресс-служба правительства РФ, не менее чем в семи пилотных субъектах РФ.

Пока неизвестно, попадет ли в их число Ленинградская область. Однако 47 регион вполне может стать примером – пандемия доказала, что область способна обеспечить оперативное и качественное предоставление соцподдержки гражданам и в онлайн-формате.

Более того, и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко неоднократно говорил о том, что систему предоставления мер социальной поддержки нужно и важно упрощать. Выиграют от этого все – и, прежде всего, жители региона.

«Цифровизация упрощает получение социальных услуг: уже скоро для обращения не потребуются справки о доходах и о месте регистрации. Эти документы программа автоматически запросит в ответственном ведомстве и сформирует в дело. Шаг за шагом движемся к проактивному формату социальных услуг», – пояснял Александр Дрозденко.
Не пропустите

В любом случае, апробированный на пилотных регионах опыт в ближайшие годы будет распространен и на всю страну. Так что совсем скоро вся система социальной помощи перейдет в электронный формат, столь привычный нам после 2020 года. При этом, разумеется, останется и возможность личного посещения ведомств и решения интересующих вопросов в формате живого общения.

Фото: istockphoto.com, Валентин Илюшин/Online47