Вода в решете или польза для дела: кому нужен советник директора школы по воспитательной работе

Приживётся ли новая штатная единица в современной школе

Новая должность советника-воспитателя в школе – пока только «проба пера» для десяти регионов России. Если эксперимент окажется успешным – распространится на всю страну. Начался он в марте и продлится в течение года, и сейчас его горячо обсуждают все: учителя, родители и... вплоть до министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Online47 выяснил, в чём его смысл и насколько реально, что такая «единица» приживётся в штатном расписании российских учебных заведений.

Чем займётся такой советник

В должностные обязанности советника, помимо общей воспитательной работы, включены:

– контроль внешкольных часов детей (они должны быть в курсе, где, как и с кем они проводят время, не совершают ли противоправных поступков);

– контроль качества работы кружков, групп продленного дня и внешкольных мероприятий;

– участие в патриотическом воспитании школьников (новая должность появилась благодаря поправкам к Федеральному закону «Об образовании», в котором говориться о необходимости усилить воспитательную и патриотическую работу в школах).

Квалификационные требования к такому специалисту:

– высшее профессиональное образование;

– стаж работы не меньше пяти лет на педагогических или руководящих должностях.

Сколько продлится эксперимент

В Министерстве образования обещают, что эксперимент продлится двенадцать месяцев, а заодно объясняют: этого времени достаточно для того, чтобы понять, насколько он жизнеспособен. Проект поддержан федеральным финансированием.

Голоса – в поддержку

Сторонники такой «боевой единицы» объясняют, что советник займётся внеучебным процессом (к слову, аналогичную позицию в российских школах сейчас занимают заместители директоров по учебно-воспитательной работе).

«Нам важно создать удобные, эффективные, современные механизмы для того, чтобы любая школа, учитель, классный руководитель, директор – все, кто связан с образовательной средой, могли внедрять в свои программы интересные воспитательные элементы», – объяснил «Российской газете» министр Сергей Кравцов, и добавил, что советники помогут вовлечь детей «в позитивную повестку» и, наоборот, «отвлечь от улицы», избавить от опасных «синих китов» в интернете.

Он напомнил, что упор при этом будет сделан на патриотическое воспитание, задачи которого изложены в новом федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ» (реализуется с начала 2021 года в рамках нацпроекта «Образование»).

Не пропустите

Актуальный комментарий

«По сути, принципиально нового в этой должности нет, – объясняет Online47 доктор педагогических наук, автор ряда книг по возрастной психологии Владимир Зиновьев. – Старшие поколения помнят такую самостоятельную единицу в советской школе, как пионервожатый (чаще – пионервожатая). Но, по большей части, функции этой единицы сводились к политико-хозяйственной деятельности: причастность к организации пионерских слётов, сбора макулатуры, политинформациям, тимуровскому движению, работе школьных музеев и так далее. Но ведь задачи воспитания – шире... Я только "за", если советник директора по воспитательной работе будет стараться, чтобы дети не на словах – внутренне осознавали «связь времён», красоту мест, где живут, тепло своего дома (правда, всё это зависит и от прочих взрослых, начиная с родителей, бабушек-дедушек, учителей истории-литературы, и так далее). Но самое главное, чтобы эта новая должность не была формальным приложением к остальным, иначе в ней нет никакого толка – на выходе получится квартет из басни дедушки Крылова».

К слову, эксперт напоминает ещё о том, что споры «учитель-предметник» – «учитель-воспитатель» ведутся едва ли не со времён Макаренко. А ещё дольше обсуждается сомнительный довод о том, что чем больше взрослых вовлечено в воспитание ребёнка, тем лучше.

«Дело не в количестве умных, заботливых взрослых, а в коэффициенте их полезного действия. Нельзя допустить, чтобы вышло так, что советы превратятся в касторку: давать нетрудно, а принимать неприятно, – поясняет он. – Если участникам эксперимента удастся это КПД доказать, можно проект только приветствовать и распространять на другие регионы. Пока же – смотрим, оцениваем, и вот ещё что обязательно: прислушиваемся к тем, кому он адресован. Стало быть, к детям. Пусть они тоже смотрят и оценивают».

То есть, следуем принципу выдающегося педагога, писателя и врача Януша Корчака – «подниматься до чувств детей» – «становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть».

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47