Как в Госдуме ужесточить выборное законодательство хотели, и что из этого вышло

Поправки за нарушения в агитации выглядят сурово, но ...

Итак, президент подписал принятые Госдумой законы, которые, вроде бы, ужесточают наказание за нарушение выборного законодательства в России. Во всяком случае, об этом говорится в разъяснениях, опубликованных сегодня на сайте ГД РФ. Но если хотя бы бегло ознакомиться с тем, как проходило обсуждение законопроекта в Госдуме и вчитаться в поправки, то возникают вопросы...

Штрафы «кусаются»

Для начала - про штрафы. Тут - да, ужесточение.

Если кто-то из граждан нарушит «день тишины» и попытается продолжать агитировать за кого бы то ни было – или против кого бы то ни было – ему придётся заплатить в бюджет от 5 до 20 тысяч рублей. А было – максимум 1500.

Если тем же самым займётся должностное лицо, то для него и ставка выше - от 30 до 50 тысяч рублей. А было – максимум 5.

Ну, а если это попытается проделать юридическое лицо – тот тут уж от ста тысяч до полумиллиона. До утверждённых поправок речь шла о максимуме в 100 тысяч рублей.

В те же деньги обойдётся само изготовление агитационных материалов, которые нарушают установленные законом требования, а также – нарушение с размещением.

Срок – сутки

Этими же поправками предусматривается особое реагирование на нарушение выборного законодательства в сети.

У любого владельца любого интернет-ресурса, уличённого в публикации незаконной агитации, будут ровно сутки, что бы такую публикацию удалить.

Причём, и Центральная, и региональные избирательные комиссии теперь наделены правом обращаться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения незаконной агитации.

Тут, наверное, тоже можно говорить об "ужесточении" - так-то вообще было... гуляй-поле.

Вопросы, однако

Но если вчитаться в то, какие поправки в носились в ходе обсуждения поправок... В полный рост встают вопросы.

Например, такой: а что будет, если незаконная агитация была размещена – или замечена в тот самый «день тишины»? Или в сам день выборов?

Ну, удалят владельцы эту информацию – через сутки… И что?

Или вот ещё: законодатели на одном из этапов - ко второму чтению - взяли и специально указали, что поправки с наказанием не должны касаться случаев, когда материалы, «имеющие признаки агитационных, распространяются на индивидуальных страницах физических лиц и юридических лиц, не являющихся СМИ.».

Почему? А потому, что есть «правовая неопределенность» - нет у нас в законодательстве понятия «индивидуальная страница физического лица и юридического лица».

Вот ведь: понятия - нет, а само явление - есть. Взять хоть те же раскрученные тг-каналы, которые как раз и изображают из себя "индивидуальные каналы физического лица".

Или вот ещё что оговаривалось нашими думцами: обычные граждане могут на своих страницах в сети выражать любое своём мнение по выборам-кандидатам-партиям и не подпадать под требования выборного законодательства.

Правда, если из своих высказываний они не извлекают прибыль - тем или иным способом. Что, конечно, ещё нужно будет доказать следствию, если таковое вдруг будет.

А если вдруг какое физическое лицо на своей станице границы приличия перейдёт в выражении личного мнения, - а такого у нас практически не бывает, правда? - то обруганный участник выборов может подать иск в суд о защите чести и достоинства. В общем порядке. Если захочет.

Не пропустите

Так что, если честно, у меня только один вопрос по этим "ужесточениям" :

Как с таким нежно-бережным законодательством у нас собираются отражать информационные атаки со стороны тех, кто давно перешёл к боям без правил?


Наталья Старичкова


Фото: duma.gov.ru