Нацпроект и поручение Путина: "Зелёного бренда" три года ждут

Online47 вчитался в законопроекты, принятые Госдумой 17 марта 2021 года в первом чтении


Госдума в первом чтении приняла два правительственных законопроекта, которые, с одной стороны, соответствуют духу сразу двух нацпроектов, а с другой - приближают, наконец, выполнение поручения президента.

Порученному - три года

Почти ровно три года назад Владимир Путин поручил правительству, тогда ещё возглавляемому Дмитрием Медведевым, создать бренд «зелёной продукции». В Послании Федеральному собранию от 20 февраля 2018 года, президент как-то даже азартно уверял всех, что эта идея просто обречена на успех, ведь у России – уникальные природные особенности и возможности, а у всего мира – острая нехватка и мощный запрос на экологически чистую продукцию:

"Поручаю правительству создать защищенный бренд отечественной чистой "зелёной" продукции, он должен подтверждать, что в ее производстве использовались только безопасные для здоровья людей технологии, служить гарантией качества на внешнем и внутреннем рынке. На внешнем пойдет все влёт, я вас уверяю", - сказал он.

Поручение президент дал, а вот его выполнения пока не дождался. Но не забыл.

kremlin.ru

Во всяком случае, сегодня стало известно, что сразу два правительственных законопроекта, устанавливающие, наконец, правовые основы создания российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, прошли первое чтение в Госдуме.

Как отмечено в официальном сообщении на сайте парламента,

«Инициативы подготовлены по поручению Президента».

Отметим, эти инициативы напрямую связаны сразу с двумя национальными проектами: «Международная кооперация и экспорт» - в контексте Федерального проекта «Экспорт продукции АПК», и «Демография» - «Укрепление общественного здоровья».

И вот здесь стоит остановиться особо.

Не только экспорт

Идея, судя по принятым в первом чтении законопроектам, состоит вовсе не в том, чтобы выращивать сельхозпродукцию с улучшенными характеристиками исключительно для продажи за границу.

Поставленной задаче нужно найти сразу два решения, и одно из них – обеспечение внутреннего рынка такой продукцией.

«Законопроект направлен на повышение конкурентоспособности российского экспорта и на потребление здоровой продукции внутри страны. По «зеленой» этикетке потребители смогут осознанно выбирать проверенную продукцию более высокого качества и иметь больше информации о ней», - отметили в Госдуме РФ.

Это, конечно, ещё не гарантирует достижения цели, сформулированной в том самом федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья»:

«Модельные программы для предприятий предлагают пересмотреть меню столовых и буфетов, исключить из продажи вредные продукты и напитки, обеспечить доступ к свежим фруктам и здоровым закускам»…

Но шансы - увеличивает.

Не пропустите

Тонкости формулировок

Важно заметить, что в принятых законопроектах речь вовсе не идёт об «экологически чистой продукции» или «органической». Как бы заманчиво это не звучало, но надо понимать, что такая продукция будет «золотой», а значит - точно не для массового потребления.

Вырастить в достаточных объемах что-то вообще без каких-бы то ни было удобрений – сегодня это утопия.

Похоже, именно поэтому была найдена другая формулировка, где ключевое слово – «улучшенная».

Один из законопроектов как раз и закладывает основу для принятия ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» - вводит в правовое поле такие понятия, как «улучшенная сельскохозяйственная продукция», «улучшенное сырье» и «улучшенное продовольствие».

«Документы устанавливают правовые основы создания российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками. Это продукция без ГМО», - пояснили в российском парламенте.

«Хитрость» правительственных законопроектов заключается в разнице между «улучшенной» продукцией и «органической», а она как раз в том, что при производстве «улучшенной» применение пестицидов, кормовых добавок и ветпрепаратов всё-таки допускается, но - в минимальных количествах и под жестким контролем.

Речь идёт о регламентировании как производства, так и хранения, транспортировки и реализации продукции, претендующей на "зелёную" маркировку.

И ещё одна деталь: законопроекты предусматривают меры поддержки производителей «зеленой» продукции, единый реестр которых будет опубликован на сайте Минсельхоза. А это значит, что на стоимость этой продукции правительство сможет влиять.

Во всяком случае, есть основания.

Наталья Старичкова

Фото: Валентин Илюшин