Провокации на добрых делах: как псевдоэкологи деньги на «мутные» экспертизы собирают

А порой мошенники хотят доказать то, что и так никто не оспаривает

В последнее время в социальных сетях участились случаи сбора средств различными общественными организациями якобы на проведение независимых экологических экспертиз. Однако на деле такие «сборщики» изначально знают, что никакую экспертизу они провести не смогут по закону, а речь между тем идет о сотнях тысяч рублей.

На что просят аферисты

Председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук полагает, что подобная активизация мошенников связана с тем, что люди сегодня сталкиваются с финансовыми сложностями. И некоторые решают «подзаработать» именно таким образом.

При этом «в оборот» берут самые разные объекты.

«Я знаю, что люди собирают деньги по поводу Приморского УПК, хотя государственная экспертиза порта была. Собирают деньги по поводу порта в бухте Батарейная, хотя даже проекта нет. Собирают на экспертизу ЗАО «Промотходы», хотя уже все понятно, зачем доказывать то, что никто не оспаривает – полигон должен быть закрыт. Чего экспертировать и дополнять, за что деньги платить – я не понимаю. Более того, не только надзорные органы так решили, но и губернатор сказал», – напоминает Юрий Шевчук.

При этом цели сборов немалые – так, на экспертизу Приморского УПК псевдообщественники планируют собрать порядка 400 тысяч рублей. Подобные обследования действительно стоят недешево, однако…

Проверка по закону

Проведение общественной экологической экспертизы вообще дело непростое. Для ее организации нужно тщательно изучить федеральный закон «Об экологической экспертизе» и имеющиеся документы по интересующему объекту.

И именно эти законодательные нюансы позволят выявить псевдо, а не настоящих экологов.

«Чтобы не стать жертвой мошенничества, задайте людям, просящим у вас деньги, всего два вопроса. Первый: получило ли регистрацию в местном органе власти их заявление о проведении общественной экологической экспертизы? Ведь в начале для проведения экспертизы нужно подать в местные органы власти – там, где находится или проектируется тот объект, который вы экспертируете – заявление. Согласно статье 23 закона, «общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении», – рассказывает способы проверить историю аферистов на правдивость Юрий Шевчук.

То есть мало подать заявление – его должны еще и зарегистрировать. При этом в проведении экспертизы могут отказать. Чаще всего это происходит из-за того, что уже проведена государственная экологическая экспертиза.

«Из этого выходит второй вопрос: проведена ли уже государственная экологическая экспертиза данного объекта? Согласно упомянутого ФЗ, «общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней». То есть, если государственная экологическая экспертиза уже состоялась, вне зависимости от ее результата общественная экологическая экспертиза проведена быть уже не может», – подчеркивает Юрий Шевчук.

Таким образом, только подтвержденное ответом из местного органа власти зарегистрированное заявление и отсутствие государственной экспертизы могут служить доказательством того, что общественную экспертизу действительно планируется провести.

Дело-то хорошее

Эти моменты – ключевые, хотя есть и другие нюансы. Но о сложностях проведения общественной экоэкспертизы люди, как правило, не знают, и – по доброте душевной – жертвуют на хорошее дело…

«Экспертизу могут сделать на самом деле. И хорошо, что люди готовы сделать полезное дело. Но тут важно понимать, когда есть заведомая невозможность исполнить обещанное, – поясняет эксперт. – Да и никакой гарантии того, что данная общественная экоэкспертиза будет без обсуждения принята государственными органами, нет. Это все равно, как адвокат вам будет говорить, что он точно выиграет дело».

При этом общественная экологическая экспертиза действительно проводится. Но обычно общественные организации не собирают таким образом – с подписчиков в социальных сетях – деньги, а обращаются к потенциальным или уже имеющимся спонсорам, которой у каждой организации достаточно.

Фото: Валентин Илюшин/Online47