Вода как угроза: архитектор из Петербурга рассказал, зачем нужен тоннель для Невы

Известный зодчий отмечает, что повышение уровня Мирового океана неизбежно приведет к затоплению северной столицы

Заслуженный архитектор РФ Святослав Гайкович предлагает отрезать Петербург от Балтийского моря и убрать устье Невы в тоннель. Почему это необходимо городу, эксперт объяснил в беседе с «Невскими Новостями».

Не пропустите

На конференции «Экологические тренды в развитии города и агломерации» в Доме архитектора зодчий представил эскиз «Невского польдера», который защитит город от ускоряющегося подъема Мирового океана.

«Когда вода в Мировом океане, а значит и в Балтийском море, поднимется существенно, Петербург попросту затопит. Процесс идет постепенно, но с ускорением. Здесь нужно понимать разницу – во время наводнения большая вода приходит на часы, а в случае подъема Мирового океана останется навсегда. Если ничего не делать, то через сто лет мы можем потерять Петербург», – отметил Святослав Гайкович во время доклада.

Архитектор подчеркнул, что дамба рассчитана лишь на борьбу с нагонной волной, идущей со стороны Балтики. При этом с точки зрения геологии, изменения уровня воды в реках – нормальный процесс: чуть более 100 000 лет назад Ленинградская область и Карелия были под водой, а Балтика сливалась с Белым морем и для планеты такой срок – минута.

dambaspb.ru / Федеральное казенное

Надежная защита, или принцип работы «Невского польдера»

Для спасения Петербурга Святослав Гайковчич предлагает навсегда закрыть дамбу и пустить сток Невы по искусственному подземному руслу. В этом случае вся водная система останется внутри польдера неприкосновенной на современном уровне – со всеми историческими набережными и отражением величественной архитектуры в воде.

При этом Морской порт северной столицы архитектор предлагает перенести в Усть-Лугу. В случае реализации проекта Беломоро-Балтийский канал станет Беломоро-Волжским, а Маркизова лужа (Невская губа) навсегда останется озером.

Архитектор уверен, что начать научные и проектные работы нужно как можно скорее:

«Потребуются серьезные исследования, принятие федеральной нормативной и финансовой базы. Только так мы защитим от исчезновения бесценное историческое наследие Петербурга», – заявил эксперт.

Из личного архива С. Гайковича

Что будет дальше?

О серьезности проблемы поднятия вод Мирового океана во время экологической конференции также заявил Юрий Шевчук – руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый Крест», председатель общественного экологического Совета при губернаторе Ленинградской области и член экологического Совета по проблемам окружающей среды при правительстве Санкт-Петербурга.

«На самом деле подъем вод идет быстрее. Может быть, что у нас в запасе осталось меньше ста лет. Таянье материковых ледников ускоряется, сломан биогеонасос циркуляции вод, а ранее предложенные идеи уже не работают. В частности, Ленинградская дамба была рассчитана на защиту от наводнения длительностью 1 сутки, однако Нева несет осадки, и на сегодняшний день комплекс может защитить от наводнения не дольше 16 часов. К счастью, просто пока вода не приходила на большой срок», – уверен эколог.

При этом Юрий Шевчук не согласен с замыслом сохранить водоем от Кронштадта до Петербурга, который из-за низкого уровня воды быстро превратится в зловонную лужу, а после и вовсе в болото. Эколог уверен, что лучше всего полностью засыпать акваторию до Кронштадта, сделав из нее территорию на примере Нидерландов.

Не пропустите

Еще одна первоочередная задача – организовать в Шлиссельбурге гидроузел, который был предусмотрен проектом дамбы, однако так и остался в чертежах. Новый элемент системы поможет закрывать Неву на случай длительного нагонного наводнения и угрозы переполнения Маркизовой лужи.

Кроме того, на данный момент неясно, как в случае реализации «Невского польдера» город собирается встречать туристов: вряд ли кто-то захочет гости с смотреть на водный поток, исчезающий в огромной трубе.


Фото: https://pixabay.com