В глубь веков: как легенды Лужской глубинки становятся частью туристического проекта

В Ленинградской области идут съемки документального фильма, который может стать путеводителем для туристов

Артефакты и легенды 17 века ищет и находит сейчас в Лужском районе Ленинградской области съёмочная группа документального фильма под рабочим названием «В глубь России, в глубь веков». Древний каменный крест на старинном погосте, вросший в землю, странное название деревни Щупоголово и уникальная библиотека-музей в посёлке Приозёрный – команда проекта побывала там буквально на днях.

Якорь в библиотеке

В посёлок Приозёрный Ям-Тёсовского сельского поселения Лужского района Ленинградской области группа приехала в поисках свидетельств тех давних лет, когда в этих местах были не только русские, но и шведские поселения, и - ради знакомства с удивительной Евгенией Фёдоровой. Она возглавляет местную библиотеку, но вот уже 15 лет - ещё и собирательница, и хранительница артефактов, рассказывающих о том, какая жизнь здесь была столетия назад – и вроде бы, совсем недавно...

Евгения Фёдорова в Приозёрной библиотеке. Май 2021 года


«Как-то летом мальчишки вытащили из реки огромный якорь. Когда тащили из воды - думали, что клад. Не повезло. Оказалось, якорь петровских времён, - цитирует Евгению Фёдорову съёмочная группа. - Решили передать экспонат в местный, только что открывшийся музей. Как нести? Тяжелый же! Дождались зимы. И на санях оттащили его в здание библиотеки»...

Вот так история родной земли «встала на якорь» в поселковой библиотеке, а главный библиотекарь за 15 лет вконец утилизировала велосипед, на котором год за годом объезжала окрестных жителей по всему Ям-Тёсовскому сельскому поселению, собирая в музей свидетельства минувших времён.

О велосипеде, как полноправном участнике создания музея, Евгения Фёдорова даже шутит уважительно: «Погиб на производстве!».

Шведы в деревне

Фрагмент коллекции Приозёрной библиотеки


Кстати, Евгения Фёдорова собирает не только материальные памятники, но и бесценные свидетельства старожилов.

Один из экспертов проекта, Лужский краевед Ирина Голубева, обратила внимание на воспоминания Александра Алексеевича Баринова, родившегося в деревне Черемно в 1928 году – их записали и сохранили в Приозёрной библиотеке:

«Родился я в деревне Черемно в 1928 году. Отец Баринов Алексей Егорович (1895 г.р.) родом из Черемно, а мама Евдокия Устиновна (в девичестве Фёдорова) родилась в д. Чолово. Нас у родителей было три сына: Николай, я и Виктор. Жили мы очень бедно, помню, что до самой зимы бегали босичиной. Через деревню шла каменная дорога, только-только снег стает, мы уже на ней играем в лапту, и все босиком... Наша деревня в старые времена называлась Черемна. Старики рассказывали, что когда-то здесь построил дом первый житель по фамилии Черемхин, вот от него и пошло название деревни. Со временем название Чаремна превратилось в Черемно. А жителей деревни Чолово мы почему-то звали «шведами», старики говорили, что когда-то шведы дошли до этих мест и многие остались здесь, от них и пошло это название – «шведы».

И ведь до сих пор старожилы помнят, что жителей не только Чолово, но и соседней деревни Пищи называли шведами! А жителей Пищи – ещё и «шведскими лягухами»: деревня-то – в окружении болот…

Вот вам и привет из смутных отечественных времён начала 17 века…

Каменный крест

Ирина Голубева подсказала съёмочной группе ещё одно место, куда обязательно нужно было съездить – деревня Щупоголово. Здесь на остатках старинного погоста сохранился каменный крест, вросший в землю, и обросший самыми удивительными легендами.

Погост в Щупоголово, май 2021 года

По одной из легенд, на этом месте погиб какой-то шведский предводитель, а его мать приехала и поставила здесь церковь-часовню. Не спрашивайте, как шведка могла повелеть срубить православную часовню: легенда, и всё тут. Но именно с этой версией как-то связан ещё и каменный крест, ныне находящийся за церковью:

«Крест издревле был почитаем в народе. У местных жителей бытует легенда о его появлении. Когда мать шведского предводителя приехала на место гибели сына и поставила часовню, она же установила на часовню и каменный крест. Считается, что только потом его перенесли на то место, где он находится сейчас», - рассказывает Александр Носков - архитектор, искусствовед, краевед, автор многочисленных и разнообразных публикаций по истории Луги и ее окрестностей в своей книге «Лужские храмы», изданной в «Издательстве Голубева» в 2013 году.

.В свою очередь Ирина Голубева рассказывает:

«В августе 2016 года при посещении деревни я вновь услышала эту легенду, При этом пожилые местные жительницы уточнили, что шведский предводитель был рыжий и у него были большие пышные усы. Также они рассказали, что вокруг часовни некогда было много холмиков-могил, которые они считали наследием той большой битвы со шведами».

Вот ведь: века прошли, а легенды живут – ещё и новыми подробностями расцветают.

В окрестностях старой Ивангородской дороги


Что ж, посмотрим, как отразится история Лужской глубинки в документальном фильме – команда проекта обещает, что фильм должен быть готов к осени. А пока ждём подробностей из Кингисеппского района: на днях съёмочная группа отправляется туда: «В глубь России, в глубь веков»...


Не пропустите

Напомним, документальный фильм – это начало большого проекта «Путешествия по России: в глубь России, в глубь веков», поддержанного Фондом президентских грантов. Речь идёт о формировании необычного межрегионального туристического маршрута, связанного с историей шведского посольства, прошедшего этот путь в Москву и обратно более трёх веков назад.


Наталья Старичкова


Фото: Дарья Козлова