Дополнение, а не замена: что думают директора школ о готовности педагогов к полезному внедрению «цифры» в образование

Чтобы пользоваться искусственным интеллектом, надо уметь использовать естественный

Для того, чтобы пользоваться искусственным интеллектом, надо уметь использовать естественный. К такому выводу пришли директора петербургских школ – участники сегодняшней дискуссии о плюсах и минусах цифровизации в образовании.

«Цифра» останется с нами

Несмотря на некоторое расхождение мнений, общий знаменатель таков: от цифровых технологий, внедрение которых в образовательную среду ускорила пандемия коронавируса, нам теперь никуда не уйти. Причём даже самые возрастные и консервативные учителям должны с этим примириться.

К слову, и глава государства Владимир Путин, говоря о нацпроекте «Образование» и перспективах цифровых сервисов, прогнозирует их развитие и после пандемии.

Напоминая о наработках в области искусственного интеллекта и новых программах онлайн-обучения, помогающих переживать не простое время мировой эпидемии, цитирует известную поговорку: «не было бы счастья, да несчастье помогло».

«Самое лучшее, что было наработано в период пандемии, конечно, с нами останется и будет развиваться дальше», – уверен он.

Прогресс не остановить

Директора школ соглашаются с тем, что прогресс не остановить, и к тому же признают, что дети в «цифровом» пространстве ориентируются куда лучше педагогов. Знают, как выбирать направления, пользоваться интернет-возможностями.

А на вопрос о том, насколько готовы учителя к полезному внедрению «цифры» в образование (но так, чтобы она полностью не заменила учителя), отвечают так.

«Большинство – готовы. Это составляющая, от которой мы после пандемии никуда не уйдём, – считает директор петербургской гимназии № 239 Инна Баева. – Да, есть сложности – примерно 13% педагогов, в силу возраста и консервативных взглядов, не готовы погрузиться в электронный формат. Но всё равно им приходится включиться. Это реалии сегодняшнего дня».

Директор школы № 215 Дмитрий Гамилов отмечает, что внедрению цифровых технологий способствует получение школами оборудования, связанного с цифровой средой (интерактивных панелей, ноутбуков и так далее).

«Когда речь идет о полноценных возможностях мобильного класса, процесс движется и учителю просто нельзя отставать», – объясняет он.

А руководитель ещё одной петербургской школы № школа №133 с углубленным изучением иностранных языков Алексей Паршев признаёт:

«Учителя готовы работать с «цифрой», но не на все сто процентов. Технологии развиваются, и тут речь должна идти о серьёзном обучении педагогов. Ученику не хватает подкованного в этом плане учителя, когда он один на один с учебными онлайн-программами», – утверждает он.

Директор лицея № 179 Людмила Батова констатирует факт: ученики к цифровизации готовы намного больше, чем родители и учителя.

«Ученики – двигатели в этом процессе, – говорит она. – Легко ориентироваться в виртуальном пространстве им – не в диковинку. Ни в коем случае нельзя забывать, что мы готовим детей к жизни и работе в цифровом мире».

Особое мнение

Особенный подход к цифровизации отмечает директор коррекционной школы №439 Виктория Гнездилова:

«Работаем с другой категорией учеников, и колоссальный положительный результат у нас дают именно учителя с опытом – возрастные. Но это не отменяет цифровизации, которая просто идёт по другому пути – зависит от потребностей каждого ребёнка. Учителя стараются соответствовать бума «цифровых» технологий. Беспокоит другое: огромное количество детей, поступающих в коррекционные школы. Ведь есть и другая стороны «цифровой» медали: с бурным развитием компьютерных технологий теряем развитие речи и руки ученика. Я – за цифровизацию, но у нас всё же – другая история – надо подумать о том, как сочетать виртуальное и классическое обучение».

Точно также особого подхода требует и обучение одарённых детей, которым скучно со сверстниками проходить то, что они и без того уже знают. Поэтому директора учебных заведений высказываются за их персонифицированное обучение.

А в целом, эти эксперты от образования согласны с тем, что видеоконтент, которым располагает современный учитель, способствует эффективность обучения. Но при этом напоминают: для того, чтобы пользоваться искусственным интеллектом, надо уметь «на полную катушку» использовать естественный.

Не пропустите

Онлайн-формат для информатики

За разумную цифровизацию выступают и руководители областных школ. Интересно, что особенностью итоговой аттестации для Ленобласти станет онлайн-формат экзамена по информатике.

«Этот год для нас был сложным, как и для всех регионов страны, но вместе с тем, и результативным, – отмечает председатель комитета общего и профессионального образования Ленобласти Сергей Тарасов. – Регион демонстрирует хорошие результаты: в тройке субъектов РФ, лидирующих по качеству образования и на первом месте – по качеству проведения ЕГЭ. И впервые ЕГЭ по информатике будет проводится в онлайн-режиме – в два потока. Мы готовы к использовать цифровые платформы и дальше. Даже в самые трудные периоды пандемии нашим учителям удавалось выполнять учебный план полностью».

По его мнению, «цифра» открывает дополнительные возможности, позволяет экономить время учителя и ученика, делает образовательный процесс более разносторонним – качественным.

Напомним, что в конце прошлого года в регионе завершили создание единого цифрового образовательного пространства. К платформе подключены все типы образовательных организаций – школы, детские садики, колледжи и организации дополнительного образования.

Общий знаменатель

Руководители сферы образования уверены, что современной системе просвещения предстоит опровергнуть утверждение о том, что «искусственный интеллект становится все более популярным из-за вымирания естественного». В этот процесс уже вовлечены все: ученики, педагоги, родители.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47