Новые учебники и современный подход: как изменится преподавание истории в школах

Экспертным сообществом обсуждается сразу ряд предложений, которые могут значительно изменить изучение истории школьниками

В ходе своего Послания Федеральному Собранию 21 апреля президент России Владимир Путин затронул тему школьных учебников, а именно – их содержания.

«До сих пор еще, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Все что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно!» – отметил он.

После замечания главы государства Министерство просвещения начало проверку содержания школьных учебников по истории и уже заявило о том, что будут разработаны новые базовые рабочие программы для преподавания истории. Ученые между тем полагают, что изменения нужны куда более комплексные и масштабные – и соответствующие предложения уже обсуждаются экспертным сообществом.

О чем не знают учащиеся колледжей

Масштабная проверка учебной литературы, проведенная Минпросвещения после критики президента, показала, что в учебниках из федерального перечня, используемых в настоящее время в школах, нет существовавших в старых изданиях ошибок и искажений. По столь неприятно удивившему учебнику занимаются не школьники.

«В подавляющем большинстве утвержденных учебно-методическим советом при министерстве учебников война освещается достаточно корректно и в большом объеме. В данном же случае речь шла об учебном пособии для колледжей и техникумов. И здесь есть проблема: такие учебники не проходят экспертизу и как бы находятся вне контроля министерства и всей общественности», – отметил в ходе брифинга в пресс-центре МИА «Россия сегодня» научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян

В Минпросвещения уже пообещали к следующему учебному году заменить в колледжах все учебники по истории, в которых уделяется недостаточно внимания Сталинградской битве. Более того, инициированы поправки к закону, согласно которым правила экспертизы учебников для общеобразовательных школ будут распространены и на учреждения среднего профессионального образования.

Не пропустите

И это, уверен академик, сегодня имеет особую важность. Ведь новая, линейная система преподавания отечественной истории в школе предполагает изучение истории ХХ века в 10-х – 11-х классах. Если же школьник уходит в колледж после 9-го – получается, у него вообще нет знаний о прошлом веке.

«Сейчас экспертным сообществом обсуждается предложение уделять общее внимание некоторым ключевым вопросам истории XX века в последней четверти 9 класса. Это прежде всего русская революция, Великая Отечественная война, реформы конца 1980 – 1990-х годов и другие», – рассказал Александр Чубарьян.

Таким образом, у выпускника будет хотя бы общее представление о событиях того времени, которое послужит базой для изучения истории в колледже или техникуме. Главное – чтобы и там этот предмет преподавали грамотно и в достаточном объеме.

Какими должны быть учебники

Проверило министерство просвещения и рабочие программы по истории в школах с низкими образовательными результатами. В анализ попало более 2500 программ для старших классов – и в 70% из них были выявлены серьезные проблемы.

«Более половины таких программ в указанных школах не в полной мере отображали ключевые события, или же в них вовсе отсутствовала информация о героизме и подвиге защитников Брестской крепости, об обороне Севастополя и Одессы, Нюрнбергском процессе и Токийском процессе и ряде иных важнейших для сохранения исторической памяти событий», – уточняют в министерстве.

Для исправления ситуации уже к началу нового учебного года будут разработаны новые базовые рабочие программы по изучению истории.

Впрочем, эксперты считают, что подход нужен куда более комплексный.

«То, что сказал президент, заставляет нас более внимательно подойти к содержанию учебников по истории. Опросы показывают, что наши дети довольно плохо знают исторические события, в том числе историю Великой Отечественной войны, – отметил академик. – Кроме того, сегодня учебник – это не единственное, а порой, к сожалению, даже не главное пособие, потому что у детей есть интернет, в котором они могут получать очень разные сведения. Очень часто – мало соответствующие достоверным событиям. Это тоже надо иметь в виду».

Для того, чтобы повернуть внимание школьников в сторону все же учебных пособий, а не неизвестных сайтов, учебники должны быть интересные, уверен Александр Чубарьян. Сегодня они текстовые и содержат лишь сухие факты и описания событий. Молодому же поколению куда больше интересны новые технологии и конкретные люди, персонажи истории.

«Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства», – подчеркивал в Послании и президент Владимир Путин.
Не пропустите

Большая ответственность, конечно, и на учителях. В 2014 году был принят и утвержден культурно-исторический стандарт, который содержит перечень обязательных исторических сюжетов, о которых должны знать школьники. Но это – лишь навигатор. Многое зависит от того, как и о чем в деталях будет рассказывать педагог – и сможет ли он научить детей самих оценивать исторические события.

Синхронизация истории

Осенью 2020 года Министерство просвещения приняло новую – линейную – концепцию преподавания предмета «История России». В этом же году – уже к осени – планируется доработать концепцию преподавания всеобщей истории.

«Стоит задача синхронизировать ее с историей России. Если на истории России преподается начало 18 века, на уроках всеобщей истории не должен быть 15 век. Возможно, это можно синхронизировать и с литературой: если дети читают «Войну и мир» Льва Толстого, хорошо бы они примерно в это время изучали Отечественную войну 1812 года», – анонсировал возможные изменения в школьной программе академик РАН.

Кроме того, в новых учебниках роль российского государства в мировой истории должна быть сквозной. К слову, Россия – единственная страна в мире, в которой всеобщая история преподается в полном объеме.

Фото: Валентин Илюшин/Online47