Между школой и больницей: какие решения помогут вернуть медиков в систему образования

Эксперт поделился с Online47 своим прогнозом – ответил на вопрос, насколько это реально

Депутатские комиссии областного парламента (сразу две: по здравоохранению и образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи) на совместном заседании решали, как вернуть в школы квалифицированных медиков. Вопрос, который раньше не раз обсуждался, прозвучал с новой силой. Своё мнение на сей счёт высказали и представители исполнительной власти. А Online47 обратился к эксперту с просьбой поделиться своим прогнозом – ответить на вопрос: насколько реально возвращение медиков в каждую школу.

Как было – что стало

В том, что назрела необходимость вернуть, уверен заместитель председателя комиссии по образованию Законодательного собрания региона Александр Русских:

«Мы все сегодня – в одной лодке. Когда отводим ребёнка в школу, хотим быть уверенными в том, что он в полной безопасности – если вдруг возникнут какие-то проблемы со здоровьем, рядом тут же окажется квалифицированный врач. Но после того, как система была изменена, на одного специалиста приходится несколько дошкольных учреждений и школ».

Что мешает возвращению

Как бы мы не хотели вернуть «докторов Айболитов» в детские учреждения, в полный рост встаёт проблема кадрового дефицита, и позиции Ленобласти неплохие по сравнению с многими российскими регионами.

«Сейчас укомплектованность врачами-педиатрами в Ленинградской области составляет 67%, медсестрами – в среднем 67-64%, фельдшерами – 73%», – такие цифры привёл на заседании заместитель председателя областного комитета по здравоохранению Егор Власов.

Он напомнил об условиях пандемии, которые потребовали от сферы здравоохранения (понятно, что не только в Ленобласти) дополнительных ресурсов – в том числе, и кадровых.

Кому подчиняться

Депутат, зампред комиссии по здравоохранению областного парламента Арчил Лобжанидзе обращает внимание на такой аспект, как существовавшее раньше неравенство в правах на льготы школьных медиков и тех, что работают в учреждениях системы здравоохранения:

«Если браться за решение этой проблемы, надо помнить, что раньше школьные медики подчинялись системе образования, и потому лишались стажа и льгот, которые были доступны тем, которые были под здравоохранением».

Мнения

«Проблема, которую сегодня обсуждаем, – не региональная, а общероссийская. От механической передачи школьных медицинских работников из одного ведомства в другое – ничего не изменится», – считает председатель комитета общего и профессионального образования Сергей Тарасов.

Объяснил он это двумя взаимосвязанными причинами: дефицит кадров и небольшая зарплата. Но в любом случае, даже самое эффективное решение, найденное на региональном уровне, должно быть увязано с федеральным законодательством.

То же подтвердил областной депутат Олег Петров, и предложил выход:

«Пока не будет решён кадровый вопрос – наличие специалистов в достаточном количестве, ничего не изменится, даже если пример законодательные решения и на федеральном, и на региональном уровне. Выход – возвращение обязательного послевузовского распределения и отработки для студентов профильных медицинских учреждений».

Как бы там ни было, решено создать рабочую группу, в которую помимо законодателей, войдут представители исполнительной власти.

Не пропустите

Актуальный комментарий

«Как-то в прессе увидел не слишком оптимистичный заголовок: «Между школой и больницей». Думаю, это как-раз о том, что произошло со школьными медиками ещё до ковида, который только усугубил ситуацию, – отмечает юрист, член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Станислав Замятин. – По закону, в штатных расписаниях школ могут оставаться такие единицы, как медработники, но в большинстве случаев они давно остаются за штатом образовательных учреждений. И могу согласиться – их возвращение потребует системных решений. Причём, скорее всего, действительно не на уровне отдельного региона, который неизбежно столкнётся с необходимостью «постучаться «наверх», если речь пойдёт, например, о возвращении «забытого-старого» – распределения. И всё-таки хорошо, что об этом задумались. Значит, есть вероятность, что будут законодательно подтверждены сегодняшние идеи. Тем более, что сегодня так много на разных уровнях говорят о безопасности детей. Точные сроки сегодня назвать невозможно, но уже хорошо, что «лёд тронулся»».

Эксперт напоминает знаменитое высказывание Николая Пирогова: «Будущее принадлежит медицине предохранительной». В свою очередь, профилактика не может быть полной без грамотного сопровождения медиков, их умения уберечь от опасности, не допустить беды. Как говорится, рядом с ребёнком «оказаться в нужное время в нужном месте».

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47