Российский космический телескоп впервые изучил гигантский галактический кластер

«Спектр-РГ» запечатлел скопление галактик в 6,5 миллиардах световых лет от Земли

Российская космическая обсерватория «Спектр-РГ» впервые провела наблюдение гигантского галактического скопления SRGe CL2305.2-2248. Его ранее обнаружили в микроволновом диапазоне в результате наблюдений эффекта Сюняева-Зельдовича на Южном полярном телескопе и с помощью телескопа в пустыне Атакама (Чили).

Сейчас «Спектр-РГ» использует рентгеновский инструмент eROSITA. Статья с результатами исследования опубликована в репозитории препринтов arXiv.org.

Большой телескоп азимутальный российского производства уже показал, что красное смещение скопления достигает 0,75. А значит расстояние до него составляет около 6,5 миллиарда световых лет.

Изучение рентгеновских и микроволновых наблюдений показало, что скопление очень массивное и отдалённое. Его масса оценивается примерно в 900 триллионов масс Солнца. Значит, что этот кластер находится среди нескольких десятков самых массивных скоплений в наблюдаемой Вселенной.

Напомним, что обсерватория "Спектр-РГ" была запущена в космос в июле 2019 года. К 2025 году она должна составить карту Вселенной, сфотографировав все небо в рентгеновском диапазоне.

Фото: R. Burenin at al., 2021