Эксперты Online47 рассказали, повлияет ли принятие нового закона о региональной власти на будущее Ленобласти

Законопроект еще не приняли, но спорные моменты уже стали предметом обсуждений

Госдума приняла в первом чтении законопроект о региональной власти в России. Для многих этот документ покажется сложным – в нем действительно много глав и статей. Но по факту он, как считают эксперты, разрабатывался для достижения всего нескольких целей.

Первая – убрать из законодательства ограничения для глав регионов избираться более, чем на два срока. Конечно, законопроект оставляет лазейку – субъекты могут в своих уставах прописать такое правило. Но так точно не сделают те регионы, где сохранить действующего руководителя субъекта – первоочередная политическая задача, особенно учитывая предстоящие выборы 2024 года.

Вторая цель – привести всех глав регионов к единому знаменателю, а точнее – уйти от двух президентов в стране. Законопроектом устанавливается, что всех руководителей субъектов будут именовать «глава», по желанию в уставе можно добавить «мэра» или «губернатора». Это нововведение нацелено на Республику Татарстан, где высшее должностное лицо – Рустам Минниханов – по-прежнему занимает должность президента субъекта.

Подспудно законопроект решит и другие задачи: облагородит многократно менявшееся, «лоскутное» законодательство о публичной власти, разделит полномочия и ответственность между разными уровнями власти. Кроме того, документ закрепит срок полномочий глав региона – он будет составлять пять лет.

Как уточняют в пресс-службе ГД, предполагается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 июня 2022 года, а отдельные главы – со дня официального опубликования закона. В целом же принять законопроект – с учетом замечаний из регионов – планируется уже до конца текущего года.

Что это означает для регионов и Ленобласти? Объясняют эксперты

Эксперты относятся к рассматриваемому законопроекту неоднозначно. По мнению политолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, основная задача принимаемого закона – это решение тактических вопросов.

«По целому ряду глав субъектов стоит проблема окончания второго срока. Что делать с ними дальше? Это серьезнейший политический вопрос на самом деле. И в ситуации предстоящего транзита власти 2024 года, президентских выборов — это очень серьезная напряженность. Поэтому по этим регионам нужно принимать решение так, чтобы эту напряженность нивелировать, – пояснил он в беседе с Online47. – Кремлю сейчас не до того, чтобы отдельно заниматься выстраиванием логистики перехода власти в этих субъектах при сохранении ныне действующих глав в топе политиков. Проще всего сказать, что статус-кво сохраняется, все находятся на своих местах бесконечно долго. И это решение принимается сейчас. На мой взгляд, конечно, не здорово, когда из-за тактических нынешних проблем мы меняем законодательство и вообще стратегию развития государства».

Политолог убежден, что чем дольше длится несменяемость – тем больнее неизбежный переход в дальнейшем, тем вероятнее кризисы. Однако остальные положения закона понятны: действующее законодательство достаточно «лоскутное», в него внесено огромное количество дополнений и изменений. В приведении законодательства к общему виду есть логика, однако она нивелируется тем, что закон принимается под воздействием давления проблем текущего тактического политического момента.

«На Северо-Западе при этом ничего принципиального не изменится, кроме того, что губернаторы получат возможность бесконечно долго находиться во главе своих субъектов. Будут уточнены взаимоотношения федерального центра и субъектов, муниципальных органов власти, – дополнил Дмитрий Солонников. – Еще вопрос, конечно, как пропишут отдельно города федерального значения – Москву, Петербург и Севастополь. Но насколько мы понимаем, предполагается, что в этих трех городах вопросы местного самоуправления будут регулироваться местным законодательством, все будет отдано на уровень субъектов. Для остальных регионов ничего не изменится».
Не пропустите

Куда интереснее, добавил политолог, вероятное принятие в дальнейшем нового закона взамен №131-ФЗ «О местном самоуправлении», который станет закономерным продолжением рассматриваемого сегодня документа. Как раз там возможны серьезные изменения полномочий местного самоуправления в сторону их расширения, а также увеличения финансирования и более четкого определения источников доходов для органов МСУ. Это коснется всех субъектов на Северо-Западе и принесет важные новшества в работу властей.

Депутат Заксобрания Ленобласти, доктор экономических наук, профессор Станислав Еремеев подтвердил Online47, что для 47 региона новый законопроект не принесет ничего принципиально нового. Правда, по другим причинам.

«Ленинградская область на самом деле относится к регионам, которые достаточно эффективно выстраивают и систему государственного управления, и механизмы взаимодействия регионального уровня с муниципальной властью. Наши практики взяты на вооружение многими другими регионами. Поэтому мне кажется, что было бы неправдой сказать, что для нас принятие этого законопроекта что-то принципиально меняет, потому что наоборот – регион является пилотным с точки зрения эффективных региональных практик, – полагает эксперт. – Это следствие того, что есть социально-экономическая стабильность в регионе, есть эффективное управление «команды 47», сложившийся уровень и человеческих, и управленческих практик, отсутствует конфликт, как во многих регионах, между муниципалами и региональной властью».
Не пропустите

Кроме того, область активно работает и демонстрирует положительную динамику по многим федеральным проектам, что тоже играет значимую роль.

«Поэтому мне представляется, что для Ленинградской области принятие этого нормативного пакета законодательного принципиально ничего не меняет. Это просто подтверждение того, что мы находимся на верном пути», – резюмировал Станислав Еремеев.

При этом вполне вероятно, что регион направит свои предложения к законопроекту – сейчас профильные комиссии Законодательного собрания области работают над этим. Однако, как подчеркнул собеседник Online47, прежде, как и всегда, будет проведена большая работа. Любое предложение Ленобласти отличается качественной проработкой и экономической обоснованностью – и потому, как правило, инициативы региона получают поддержку федерального центра. Также парламентарии рассмотрят вопрос о том, будет ли сохранено дополнительное наименование «губернатор» или руководитель субъекта будет только главой.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47