Как будет работать обязательный QR-код в самолётах и поездах

Online47 выяснил подробности и выслушал мнения о внесённом в Госдуму законопроекте

Совет Госдумы на вчерашнем заседании рассмотрел вопросы, связанные с законопроектов о введении QR-кодов, которые со временем должны стать обязательным условием покупки билета на самолёт или поезд – в другие города и за границу. И для начала законодатели решили направить их в регионы: в Общественную, Счетную палаты и в Совет Федерации. Срок – до 14 декабря.

pixabay

pixabay

Как отмечают в Госдуме, мера вынужденная – связана со сложной эпидемиологической ситуацией. И уже сейчас от пассажиров и перевозчиков поступает немало вопросов: когда начнут действовать QR-коды, как это будет работать и насколько осложнит нашу жизнь. Online47 пообщался с экспертами и выяснил подробности.

Буква закона

В конце прошлой недели «наверху» заговорили о том, что в ближайшем будущем россиянам без QR-кодов не обойтись. Их придётся предъявлять не только в общественных местах, но и транспорте. А для этого необходимо внести поправки в статью 107 Воздушного кодекса РФ и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ».

Министр транспорта Виталий Савельев объяснил журналистам, что для покупки билета в самолёт и на поезд надо будет предъявить медицинскую документацию – специально утверждённый QR-код, медотвод от вакцинации или подтверждение перенесенного коронавируса.

«Технологию отрабатываем», – сообщил он и добавил, что это делается для нашей с вами безопасности.

Когда заработает

Дата ввода QR-кода на авиа и железнодорожном транспорте до принятия окончательного решения остаётся открытой, а пока пассажиры могут предъявлять отрицательный результат ПЦР-теста. Хлопотно, а подчас и затратно, но что делать.

pixabay

pixabay

Опасения и надежды

Эксперты считают, что до того, как окончательно будет введён новый порядок, необходимо определиться с точными техническими решениями. Да и пассажиров волнует, прежде всего, как будет устроен контроль.

«Использование QR-кодов на транспорте требует огромной подготовительной работы. Насколько я знаю, этим уже занимается Министерство транспорта, – отмечает доктор экономических наук, профессор, преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Осипов. – Тем не менее, трудно на начальном этапе учесть все нюансы: технические и экономические. В цифровом формате, когда человек покупает билет на самолёт или поезд заранее – всё просто. Ввёл код, и пожалуйста. Но ведь документальное подтверждение потребуется не только для приобретения билета, но и при посадке. А как будет проходить проверка в аэропортах и на вокзалах? Надо чётко всё просчитать: время ожидания своей очереди, ответственность билетёров и так далее».

По мнению эксперта, хорошо бы предложить надёжные цифровые программы, позволяющие не ломиться в кассы, а спокойно вводить код в специальные терминалы.

«Это, безусловно, тоже потребует дополнительного времени, – поясняет он. – Но привыкли же люди к таким терминалам для покупки билетов на петербургских вокзалах, и теперь на это уходит всего несколько минут».

Пассажиров, особенно пожилых, тоже больше всего волнуют технические трудности.

«Возникает вопрос, что будет с такой проверкой на транспорте, где и народ попроще, и толпа не в пример больше, – рассказывает житель Тосно Сергей Бельский. – Не мне, конечно, решать, как всё будет устроено. Но хотелось бы получить максимально точные ответы до того, как будет запущен процесс».

Об опасности технического сбоя, как это недавно было на Госуслугах, говорит IT-специалист Артём Пономарёв:

«Как показывает опыт, неверно убеждение, что интернет-пространство всё стерпит. Поэтому трудно сказать, как отразится дополнительная нагрузка на приложения и сайты для поиска авиабилетов. Хотя будущее, безусловно, за «цифрой».
Не пропустите

Вопросы и угрозы

Серьёзные аргументы в пользу тщательнейшей подготовки к ковид-проверкам на транспорте выдвигают и «акулы» IT-пространства.

«На мой взгляд, введение QR-кодов несёт несколько угроз. Остаются открытыми вопросы. Первый: что делать пассажиру, у которого на момент контроля телефон «умер» или по каким-то техническим причинам не открылось приложение – Госуслуги (прецеденты уже были!) Второй: кто ответит за то, что человека не пустили на самолёт или в поезд. Чтобы не потерять билет и, соответственно, деньги. Вероятно придётся носить заламинированную версию медицинского документа в кармане, – перечислил Online47 «подводные камни» этих решений директор Ассоциации профессиональных соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. – Серьёзнейшую угрозу представляет и потенциальная возможность взлома базы QR-кодов и последующей генерации их под свои данные. Кроме того, пока до конца не ясно, в какие сроки произойдёт переход к новым правилам. Но, в любом случае, уже сейчас оператору систем надо основательно подготовиться к пиковым нагрузкам».

По словам эксперта, наверняка после введения новых ковид-правил на транспорте будет зашкаливать число предложений и цены на рынке фейковых услуг по приобретению QR-кодов.

В свою очередь, волнуются и перевозчики. Они боятся значительного уменьшения пассажиропотока, и в связи с этим предупреждают, что им потребуется серьёзная финансовая поддержка.

Сама идея – максимально обезопасить пассажиров, безусловно, не лишена смысла, если вспомним статистику по заболевшим и умершим. Но пока много вопросов к её реализации. Остаётся надеяться, что новые законодательные нормы после того, как их обсудят в регионах и примут в российском парламенте, не станут серьёзной преградой при переезде в другие города и страны, а люди не будут пренебрегать прививкой.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47