Юрий Гальцев о новом спектакле «Дураки-дороги»: Кажется, эксперимент удался

В Театре Эстрады им. А. Райкина зрители с восторгом приняли новую постановку

Говорят, смех сокращает расстояние между людьми, но «ничто так не выдает человека, как то, над чем он смеётся». Вот и происходящее на сцене во время премьерного спектакля «Дураки-дороги» (режиссёр – Стас Парфёнов) в петербургском Театре Эстрады имени Аркадия Райкина объединило актёров и зрителей, обеспечило атмосферу единения.

Ворона, ты дура!

Смеялись над несуществующим, якобы, краем, в котором готовятся справить 350-летие. Но видимый абсурд происходящего очень напоминал нашу реальную жизнь – причём не только в глубинке. Как, собственно, и взятые за основу создателями пьесы фольклорные аналоги мемов из рассказов и книги «Русские народные пословицы и поговорки» Владимира Сорокина (его ещё называют классиком соц-арта).

Роль губернатора несуществующего юбилейного края, который готовится встретить дорогих гостей со всего света, исполнял заслуженный артист России, худрук театра Юрий Гальцев (персонаж – трогательный и не бесталанный: замечательно исполняет свои песни). В итоге, никто не приехал… хотя «свита» очень (даже можно сказать, чересчур) старалась.

Уже ясно, что настоящими хитами вскоре после выхода спектакля станут песни, слова – Юрий Гальцев, Владимир Соркин; музыка – Юрий Гальцев. «Край родной – краюха хлеба, вкус парного молока – пахнет клевером из хлева и крапивою слегка…» и «Ворона, ну ты дура!.. Но меня не разведёшь». Спел он с таким чувством, что зал реагировал бурными аплодисментами.

Те же, и Чехов…

Театр, как любая другая сфера, переживает ковид-пору. И для зрителей в день премьеры он начинался не «с вешалки», а с проверки QR-кода на входе. И когда в начале второго действия на сцене появились «дезинфекторы», никто не удивился. А только на баллонах, которые были у них за плечами, значились имена: Пушкин, Чехов, Бунин… Есть над чем поразмыслить.

Перед началом спектакля зрителя честно предупредили: нецензурную брань заменяем танцем, а политическую сатиру – песней. Танцевали и пели много… Даже с участием чеховских героев: естественно, в «сорокинской» интерпретации.

«В трудные времена именно театр предлагает нам задуматься, что же правда, а что ложь; что реальность, а что вымысел», – напоминает Юрий Гальцев. Это читается в каждом эпизоде спектакля.

А мне вспомнилось, как в 2003 году Гальцев, к тому времени уже – обладатель приза Международного фестиваля «Золотой Остап», в составе звёздной команды отправился на борту теплохода из Петербурга в двухдневный водный круиз.

Не пропустите

Экспедиция посвящалась волжскому путешествию Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Останавливались в Верхних Мандрогах – на берегу Свири, и на острове Валаам в северной части Ладожского озера. Командовал парадом Александр Ширвиндт.

Сойдя на берег в Мандрогах, Ширвиндт, не выпуская трубку изо рта, ответил на вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» подбежавшей к маститому актёру девчушке, представившейся корреспондентом газеты «Свирские огни». Сначала кивнул: «Знаю, знаменитая газета». А потом объяснил:

– Кто виноват? Мы сами.

– Что делать? Ждать.

Жизнь на борту была устроена «по Ильфу и Петрову». Вспоминали вечное: «Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!» и цитировали Чехова: «Берегите в себе человека».

Новый спектакль «Дураки-дороги» в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина, судя по всему, тоже из вечных – запомнится и многих убедит, что всё «рассказанное – не выдумка, потому что выдумать можно было бы и посмешнее». Хочется добавить: и оптимистичнее. Вместе с тем, он позволяет «беречь в себе человека».

Авось и небось

Режиссёр спектакля (или, как написано на афише – «иНародной комедии» Стас Парфёнов – постановщик масштабных мультимедийных проектов в ГМЗ «Петергоф» и Михайловском театре – интерпретировал тексты Владимира Сорокина в духе времени. Актеры – не только из Театра Эстрады, но и из других петербургских театров. Это общий проект.

Ожили мудрые поговорки:

«Пляской мир не исправишь, но обрадуешь».

«Авось небосю в морду не даст, но золой попотчует».

«Работа – не волк, а человек не ёж».

Ещё перед премьерой создатели постановки пообещали:

«Этот условный, лубочный и страшный мир населяют характерные персонажи – чудаковатые и нелепые, трогательные и жалкие, самозабвенно стремящиеся выслужится перед начальством. Проза Сорокина, неординарная и эксцентричная, дала постановочной команде театра широкое поле для фантазии. Это яркая комедийная история, где найдется место и хлесткой сатире, и грустной иронии, и целой череде абсурдных, трагикомических ситуаций».

И не обманули.

«Всё происходящее на сцене в духе Театра Эстрады имени Райкина, и хорошо, что в проекте участвовали актёры не только отсюда, – отозвалась о спектакле театральный критик Ольга Неверова. – Экспериментировать – это по Станиславскому: «свобода творчества и целый мир, в котором есть место для полёта». А фольклорный материал – отличный способ вспомнить мудрость народную и наших замечательных классиков».

А после спектакля, вызывая на сцену всех, кто причастен к постановке, Юрий Гальцев сказал: «Кажется, общий эксперимент удался». Зрители с восторгом согласились – по реакции это было очевидно. Выходить из зала никто не спешил, а вопросы о нашей жизни, как в книге поговорок и пословиц Владимира Сорокина – от «авось» до «ямщика» – остались.

Евгения Дылева


Фото: Оксана Ковтун