Депутатам в России предложили пересесть на общественный транспорт. С такой инициативой выступила фракция «Новые люди». В партии предложили обязать депутатов всех уровней дважды в неделю приезжать на работу на метро, автобусе, трамвае. Предполагается, что так должностные лица лучше поймут проблемы общественного транспорта в своих регионах и повысят доверие граждан к представителям власти. Online47 узнал, готовы ли законодатели сменить авто на метро и скажется ли это на результатах их работы.
Пересаживаемся на автобус
Инициативу пересадить депутатов на общественный транспорт подготовил член Госдумы Владимир Плякин. Согласно законопроекту, конкретные даты и порядок проведения «Дней без автомобиля» должны будут устанавливаться правительством РФ – для федеральных чиновников, правовыми актами конкретного региона – для региональных, а для муниципальных чиновников – на уровне муниципалитета.
По его словам, в ряде стран подобная мера уже успешно работает. Например, в соседних Узбекистане и Кыргызстане. Кроме того, это может стать хорошим примером и стимулом для граждан, чтобы отказываться от личного транспорта в пользу общественного.
Предложение пришлось по душе и россиянам. Они уверены, что поездки на общественном транспорте помогут законодателям открыть глава на многие проблемы:
«Пусть пользуются транспортом, как и все. А то иногда приходится долго объяснять, что не хватает какого-то рейса или автобусы на маршруте битком. Депутаты смотрят в цифры, отчеты, но те не всегда отражают действительность. Одно дело, когда у тебя на бумаге все красиво. Другое, когда утром, как килька в банке на работу едешь», – уверена Наталья.
«Хотя бы пару раз в неделю прокатиться не повредит. Пусть посмотрят, в каком состоянии транспорт и сколько его приходится ждать. Да и проезд у них бесплатный, почему нет?», – считает Александр.
Опыт на своей «шкуре»
С тем, что слугам народа было бы полезно поездить на общественном транспорте, согласен и глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Ярослав Нилов:
«Проблемы граждан важно понимать и ощущать на своей «шкуре». Если это большой начальник, то еще не значит, что нужно ехать на большой черной машине с мигалками. Это стереотипы. К тому же, у нас есть европейский опыт, когда мэры ездят на работу общественным транспортом. Ничего зазорного в этом нет. Но, на самом деле, и сегодня далеко не все депутаты разъезжают на авто. Многие добираются на работу на метро или автобусе. Я, например, кроме этого, еще и элеткросамокатами пользуюсь, если это можно к общественному транспорту отнести. Езжу на них, чтобы понимать, как эта система работает, какие есть ограничения, проблемы, как следят за скоростным режимом и как окружающие реагируют на самокатчиков».
Но просто убедить депутатов ездить на метро не получится, полагает Ярослав Нилов. Нужна ответственность:
«Чтобы понять, какие проблемы есть у людей, достаточно пообщаться с кем-то в магазине или на остановке. Можно проводить регулярные открытые встречи со своими избирателями. Если мы говорим про метро, то там шумно и люди обычно едут, уткнувшись в книгу или смартфон. В такой обстановке особо разговора с людьми не получится. Да и расстояния до работы могут быть большие: не всегда общественный транспорт будет быстрым и удобным средством передвижения. Так что, вопрос не в том, чтобы обязать всех пользоваться автобусом или трамваем. Важно то, какую ответственность за несоблюдение придется нести. Будут лишать мандата или штрафовать? Только тогда мы сможем говорить об эффективности».
Просто популизм
Однако, как предупреждает депутат Заксобрания Ленобласти Станислав Еремеев, подобные инициативы могут быть не более, чем популизм:
«Полагаю, депутаты, которые внесли это предложение, живут в пределах Садового кольца в Москве. Потому что такая инициатива может и сработает в столице. Но не надо забывать, что страна у нас большая, разная, расстояния огромные. Депутатский корпус большой. Важно понимать о ком именно мы говорим: о депутатах федерального собрания, о региональных или про муниципалитеты? У всех разные условия географии, жизни, перемещений. Не получится всех загнать под одну гребенку. На мой взгляд, предложение попахивает популизмом. Вместо того, чтобы работать по решению тех злободневных вопросов, которые стоят перед законодателями, мы видим примеры обычного пиара».
Он отметил, что вопросы логистики и транспортной доступности сегодня стоят везде. В Ленобласти, к примеру, жители часто обращаются к властям и губернатору с вопросами о тех или иных автобусных маршрутах, частоте движения автобусов. Но главная задача депутата – создать нормативно-правовую основу для обеспечения нужного числа транспорта на маршрутах и обслуживания наименее рентабельных из них.
Юридическая загвоздка
Вместе с тем, обязать депутатов пересесть с машин на автобус будет юридически сложно. Как отметил юрист Янис Юкша, в действующую Конституцию это не укладывается:
«У любого лица, в том числе депутата, есть права и обязанности. Эти права и обязанности зафиксированы в конституции РФ. И мне неизвестно, чтобы по закону люди принуждались использовать тот или иной вид транспорта. Такие ограничения незаконны. Не исключено, что таким образом, кто-то пытается пролоббировать интересы транспортных компаний. Мы знаем, что в своем время Борис Ельцин тоже начинал свою карьеру с подобных действий: ездил на городском транспорте и пытался показать свою близость к людям. Но никакого отношения к качеству работы депутатского корпуса, задача которых – создание работающих законов, это не имело».
По словам юриста, от того, что депутаты массово пересядут на общественный транспорт, качество их работы вряд ли изменится:
«Неважно дошел депутат до работы пешком или приехал на метро, авто. Это его дело. В конце концов, у каждого из них есть помощники. Эти помощники зачастую не ездят на личном транспорте – у них его попросту нет. Они добираются до работы, как и все остальные. И уж донести до руководителя проблемы города или района они в состоянии. Для этого их и нанимают. Ну а если депутат отстраняется от людей и не хочет быть частью своих соотечественников, то это выльется в то, что он попросту не будет переизбран на новый срок. На его место приедет другой, который лучше слышит и понимает желания людей. Так что глухим к людским проблемам оставаться не получится».
Фото: Валентин Илюшин/Online47