В Петербурге и Ленобласти стартовал год Петра Великого. В «государевом кабинете» или «кабинете редкостей» – Кунсткамере работают над новой экспозицией «Петровская Кунсткамера» – её разместят в башне исторического здания музея. А в трёх городах Ленобласти планируют особо значимые торжества. Online47 выяснил подробности и выслушал мнения тех, кто причастен к юбилейным проектам.
Новое в «кабинете редкостей»
Понятно, что особенно постарается развернуть петровскую тему музейное сообщество: в том числе, и знаменитая петербургская Кунсткамера.
«Петр Первый создавал Кунсткамеру как музей-энциклопедию, в котором соединены начала всех наук, от астрономии – знаменитого Готторпского глобуса и анатомии – вспомним Анатомический театр с коллекцией Рюйша – до истории самопознания России, – отмечает директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Головнёв. – Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра I, и в этом смысле Кунсткамера — памятник самой успешной российской модернизации, академический музей, которому дивилась вся Европа. И новая экспозиция, которая станет подарком к 350-летию Петра, возродит в историческом здании XVIII столетия дух и атмосферу Петровской Кунсткамеры».
Изменения затронут два первых этажа башни. В Круглом зале будут представлены экспонаты из ранних коллекций Кунсткамеры, а главными героями экспозиции станут выдающиеся деятели зарождавшейся в те времена российской науки, начиная с самого Петра.
А в галерее второго этажа башни разместятся предметы из коллекций, собранных во время первых Академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.
«Новая экспозиционное пространство – наш подарок Петру Великому, – рассказывает директор Кунсткамеры. – Theatrum Mundi или великий театр мира, единое мировое пространство – наша основная идея, – поясняет директор Кунсткамеры. – Этот юбилейный год очень важен для нас и всех, кто ценит отечественную историю – будут открыты выставки в июне и осенью. Мы выпустили «Петровский календарь». В нём даты, связанные с бурной деятельностью Петра, которую нельзя ограничивать».
В едином пространстве на первом этаже музея сойдутся три портала: самого Петра Великого; Фредерика Рюйша – одного из наставников Петра, голландского ботаника и профессора анатомии, создавшего и передавшего Петру уникальную анатомическую коллекцию; Иоганна Шумахера, усилиями которого была создана Кунсткамера.
К слову, в Петербурге впервые в этом году состоится Всемирный конгресс антропологов и этнологов.
«Это значимое для мира событие намечено на май, – сообщил Андрей Головнёв. – Дай бог, откроются границы, и можно будет встретить гостей – провести его очно».
Подлинные музейные предметы в обновлённом экспозиционном пространстве дополнят современные дизайнерские решения.
«Прежде чем приступить к созданию юбилейных экспозиций творческая группа участвовала в целой серии временных выставок, что позволило нам предварительно опробовать все решения. Пространство диктует свои правила, это полноправный соавтор, – объяснил главный дизайнер проекта «Петровская Кунсткамера» Денис Куканов. – Процесс работы над выставочным пространством – живой, поэтому идеи и решения продолжают дорабатываться».
По словам главного хранителя фондов музея Натальи Копаневой, в экспозиции будут представлены, в числе прочих, предметы, которых никто никогда прежде не видел. Для посетителей восстановят пространство анатомического театра, максимально сохранив ту атмосферу и облик, который был характерен для Кунсткамеры петровской эпохи.
Среди самых редких экспонатов – никогда прежде не выставлявшиеся предметы из фондов Кунсткамеры. Например, медное ядро, присланное Петром I из-под Дербента для музейной коллекции. Связан этот предмет с событиями Персидского похода 1722-1723 годов. Тогда ядро было зарисовано: акварельный рисунок стал частью комплекса рисунков с изображениями предметов Кунсткамеры, называемым в настоящее время «нарисованный музей».
Говорят, он не только покупал коллекции за границей, не только издавал указы, которые способствовали формированию музейного собрания Кунсткамеры, но и заботился о том, чтобы вещи, имеющие непосредственное отношение к важным событиям российской истории, были отправлены в Петербург.
Вторая «редкость» – бутылка со шведским порохом. Это один из трофеев шведской войны 1610-1615 годов, когда от стен Тихвинского монастыря удалось отогнать осаждавшее его войско во главе с Якобом Делагарди.
Представлены будут и посмертная гипсовая маска Карла XII, и реплика гипсовой посмертной маски Петра Первого, изготовленной Бартоломео Карло Растрелли и двумя помощниками в присутствии Екатерины I, Меншикова и нескольких приближенных, 28 января 1725 года, на третьи сутки после смерти Петра I.
Петровские планы Ленобласти
К большим «петровским» проектам приступила и Ленобласть. Регион участвует в большой государственной программе развития петровских городов, и неизменной популярностью у туристов пользуются:
– крепость «Орешек» («зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен», – писал Пётр после того, как отвоевал у врага этот стратегический выход к Балтийскому морю);
– Олонецкая верфь – место строительства фрегата «Штандартъ», первого парусного фрегата Балтийского флота;
– основанный по указу Петра I уникальный заказник с лиственницей – Линдуловская роща, где выращивали деревья для строительства судов;
– старинный город Выборг, с которым связаны ключевые события Северной войны, и т.д.
Соответственно, ожидается, что основными центрами празднования 350-летия Петра I станут Шлиссельбург («ключ-город»), Новая Ладога и Лодейное Поле.
«На федеральном уровне мы заявили три точки. Не хочу давать авансов, но шанс у наших площадок очень высок», – сообщил во время ежегодной итоговой пресс-конференции губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
К слову, в Ленобласти разработан и запущен маршрут «Петровские города Ленобласти». За два дня туристы посещают Шлиссельбург, Новую Ладогу и Лодейное Поле.
Петровский год ещё только начался, и впереди – маршруты и открытия, которые позволят нам устранить пробелы в знании истории. Например, припомнить, что Кунсткамеру когда-то называли «государевым кабинетом» или «кабинетом редкостей», а сам Пётр не без иронии замечал в послании своему лейб-медику:
«Я велел губернаторам собирать монстры и присылать в Кунсткамеру. Если бы я хотел присылать туда монстры человеческие не по виду их телес, а по уродливым нравам, места бы для них было мало. Пускай шатаются они по всенародной кунсткамере, между людьми они приметны».
Кажется, и по сей день очевидна актуальность этого высказывания.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47