2021 год ознаменовался победами российских киберспортсменов на международных турнирах. Достижения юных игроков отмечали даже президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу.
Нужно ли сидеть сутками за компьютером, чтобы добиться успеха в этой сфере? В чем электронный спорт выигрывает у традиционного? Как это направление развивается в Ленинградской области? Узнали у вице-президента Федерации электронного спорта Георгия Зарубина.
– Есть ли у киберспорта преимущества перед другими видами спорта?
– В первую очередь, в киберспорте люди с абсолютно любыми физическими данными имеют возможность соревноваться на одном уровне. Кроме этого, киберспорт в настоящее время становится одним из самых доступных видов спорта: даже несмотря на дороговизну так называемого «спортивного инвентаря», практически любой человек может тренироваться в компьютерных клубах, которых во всех крупных городах России хватает с избытком.
И это лишь малая часть очевидных преимуществ киберспорта – не в сравнении с чем-то другим, а просто сам по себе этот вид спорта – часть «мира будущего», более продвинутого и совершенного.
– Если говорить о недостатках киберспорта, то есть мнение, что он опасен для здоровья и психики. Так ли это?
– Сейчас можно уже категорически утверждать – нет. Это подтверждают научные деятели, в основном из Китая, США и Южной Кореи. Тем не менее, в России подобных исследований еще недостаточно много, чтобы развеять данный миф.
Впрочем, многое уже делается для того, чтобы доказать, что системное использование киберспорта в образовании положительно влияет на успехи и мотивацию школьников. Например, в Москве есть даже специальная «КиберШкола», где кроме классических школьных предметов, дети изучают также киберспортивные дисциплины и игры по типу Minecraft, Dota 2. Она пользуется большой популярностью.
Разумеется, любая деятельность, связанная с цифровой средой, должна контролироваться – родителями, детьми, учителями, в первую очередь, чтобы избежать перегрузок и утомления, которые при бесконтрольном потреблении цифровой информации как раз-таки и вызывают проблемы со здоровьем.
– Сколько в среднем часов в день нужно тратить киберспортсмену на тренировки?
На данный момент единой методики тренировок еще не создано, поэтому тренера (в основе своей бывшие игроки) опираются на собственный опыт. Тем не менее, классическая ошибка многих начинающих, и даже опытных киберспортсменов – заниматься по 12 часов в день и только за компьютером – это абсолютно не верный путь. Оптимально уделять игровой подготовке не более 5-6 часов в день, из которых часть времени необходимо тратить на разбор предыдущих игр и ошибок, а не бездумно запускать следующую игру, в надежде, что слабое место исчезнет само, если просто больше играть.
– Когда киберспортсмен тратит столько времени на тренировки, появляется ли у него игровая зависимость?
– А вот здесь нам необходимо различать два ключевых понятия, которые путают многие желающие разобраться в этом виде спорта получше: это собственно сам киберспорт и гейминг. Гейминг не имеет никакого отношения ни к соревновательному, ни к тренировочному процессу, это в первую очередь, игра ради самой игры.
Именно поэтому нельзя назвать каждого человека, играющего в компьютерные, мобильные, консольные игры киберспортсменом. Они составляют очень ограниченную прослойку игроков во всем мире, и для них это стало полноценной работой. Можем ли мы сказать, что профессиональные футболисты зависимы от футбола? Разумеется, нет. Соответственно, если подходить к реальным киберспортивным тренировкам с умом и знанием дела, то игровая зависимость не возникнет никогда.
– В 2021 году российская команда Team Spirit впервые выиграла чемпионат мира по Dota 2. Как это повлияло на развитие киберспорта в России?
Пока что сложно сказать, все-таки времени прошло еще не так много. Но, тем не менее, некоторые процессы начали идти значительно быстрее – например, государство стало намного чаще обращать внимание на киберспортивные проекты и организации, и на уровне Государственной Думы уже не звучат призывы запретить Dota 2, а скорее наоборот. Хочется верить, что социальные проекты в России, связанные с развитием киберспорта, теперь будут чаще выигрывать конкурсные отборы на гранты Президента РФ или Росмолодежи, ведь потенциал работы с молодежью у киберспорта поистине безграничен.
– Как киберспорт сейчас развивается в Ленинградской области?
В Ленинградской области есть несколько коллективов активных молодых ребят, которые горят желанием комплексно заниматься развитием нашего вида спорта. В первую очередь, это команда Отделения МОО «Федерация электронного спорта» по Ленинградской области, которая работает в Выборге. Они проводят регулярные небольшие чемпионаты для жителей Выборгского района и намерены создать региональную постоянную лигу по популярным дисциплинам, чтобы молодежь получала реальные шансы прогрессировать и выходить на федеральные и международные чемпионаты. Также наши коллеги продвигают просветительские материалы о киберспорте, разработанные нашей организацией – при этом совершенно бесплатно.
Студенты Ленобласти в киберспорте тоже на высоте – команда ЛГУ им. Пушкина регулярно участвует во всех соревнованиях города и области и занимает хорошие призовые места. В будущем мы намерены содействовать созданию инфраструктуры в области, например, открыть социальный компьютерный клуб для тренировок сильнейших команд – сейчас аналогичный проект готовится стартовать в Санкт-Петербурге.
Для нас главное – социальный вектор работы, чтобы все, кто вовлечен в работу в киберспорте, получали удовольствие от того, что они делают, и тем самым помогали еще лучше развивать сферу. У киберспорта в Ленинградской области большое будущее – если мы будем строить его вместе.
– Спорт – это не только спортсмены, но и болельщики. Где можно следить за соревнованиями и трансляциями?
– Сейчас, ввиду сложной эпидемиологической ситуации, многие мероприятия «ушли в онлайн». Киберспорт в этом плане почувствовал себя комфортнее всего – онлайн-события существовали в нашем виде спорта еще задолго до локдаунов. Поэтому большая часть аудитории следит за киберспортивными событиями через стриминговые сервисы – например, Twitch или YouTube.
Освещением турниров занимаются профессиональные студии трансляции – с комментаторами, аналитиками, операторами и целым рядом других специалистов. Само собой, вживую посмотреть на мероприятие намного приятнее, но в ближайшее время в России крупных оффлайн-событий вряд ли стоит ожидать.
– Какие события будут главными в этой сфере в 2022 году?
– Фанаты Dota 2 будут с нетерпением ждать The International 2022, где наша команда постарается удержать чемпионский титул, любители CS:GO – мейджор-турниры, сравнимые по статусу с чемпионатами мира, а те, кому интересна League of Legends, ни за что не пропустят Worlds – чемпионат мира по этой игре. Как видите, год предстоит очень насыщенный, и хотелось бы пожелать организаторам турниров терпения и удачи: проводить такие мероприятия в наше неспокойное время очень и очень сложно.
Беседовала Ксения Лебедева
Фото: Валентин Илюшин/Online47