Евгений Ямбург: школам нужны творческие задания, чтобы дети не списывали все в интернете

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Заслуженный учитель России рассказал поможет ли запрет сайтов с готовой "домашкой"

В российском министерстве просвещения призвали запретить сайты с готовыми домашними заданиями для школьников. Как объяснил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, сайты с "домашкой" по школьным учебникам считаются одними из самых популярных интернет-ресурсов. Однако, в Госдуме посчитали, что это проблему списывания не решит. Депутаты полагают, что нужно пересмотреть подход к составлению внеклассных заданий. Они должны стать более творческим и индивидуальным.

С тем, что запрет сайтов не поможет, согласен и заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, Евгений Ямбург. Как он пояснил в беседе с Online47, дело не в интернете и доступе детей к готовым решениям:

«Безусловно, когда готовые домашние задания скачиваются из интернета, это никуда не годится. Особенно популярны, так называемые дайджесты, где дается краткое изложение произведений. Но и особого страха по этой причине, мне кажется, испытывать не стоит. Грамотные и хорошие учителя всегда знают, как такие готовые задания обойти. Например, если это литература, то там идет работа с текстом и достаточно легко поставить вопросы иначе: батарея Тушина и роль в эпопее Льва Толстого; чувства Пьера Безухова, который оказался в горящей в Москве. Всегда можно перефразировать и переиначить задания и вопросы, чтобы ребенку пришлось думать самому. Уже одно это сделает задание более творческим и менее стандартным».

Оптимальные решения, по словам Евгения Ямбурга, есть и для точных наук, вроде математики:

«Понятно, что когда мы говорим о базовой математике, которую сдают, например, для поступления на филфак, то там все стандартно. Задания элементарные. А вот высшая математика должна предполагать какие-то оптимальные, гибкие решения. На этом уровне уже важно не просто прийти к искомому ответу, но найти тот путь, который является самым интересным, творческим. Вопрос не в запретах, а, прежде всего, в квалификации учителей. Потому что квалифицированный учитель обойдет все эти коммерческие глупости. Другое дело, что на педагогах сегодня лежит огромная нагрузка. И не всегда есть время и силы, чтобы творчески подойти к заданию. Особенно, если учитель заменяет еще и других преподавателей в школе».

Фото: Валентин Илюшин/Online47