Санкции, как выясняется, дают дополнительные возможности даже не слишком большим фермерским хозяйствам. Не всем, конечно. Только самым предприимчивым, понимающим, куда шагать, как обратить в пользу то, что кого-то пугает. Такие люди организовали когда-то КФК Маланичевых (Тосненский район Ленинградской области, кордон «Гришкино»). Они и сейчас не оставляют трудов. Рассказом о коневодческой ферме Online47 продолжает серию публикаций о надёжных сельскохозяйственных и других предприятиях региона.
Без паники
Маланичевых ничем не запугаешь. Им не до санкций – работают. Да и разные времена за плечами - жёсткая фраза из фильма «Училка»: «Я девяностые пережила…» – про них.
«Наше хозяйство занимается разведением племенных лошадей для олимпийских видов конного спорта и молочным скотоводством – 25 голов, в том числе, 15 – дойных коров. Кормовую базу обеспечиваем сами. И, по сути, с введением новых жёстких санкций пока для нас ничего не изменилось, – объясняет она. – Разве что некое волнение испытываем в связи со значительным (в два-три раза) подорожанием сетки-пленки для кормозаготовки из-за привязки цены к курсу евро. Но вроде бы наши российские «Кулибины» придумали надёжный аналог. Мы с ним пока не знакомы, но ещё есть время осмотреться, пообщаться с поставщиками – их у нас несколько, а заодно подумать о том, как быть с «бриллиантовыми» ценами».
Опасаются фермеры и серьёзного подорожания солярки и расходных материалов (сетка, плёнка, шпагат и т.д.) Но десятилетия практики не раз показали: излишняя трата нервов и суета только мешают делу.
«Тем, кто закупил иностранную технику, вероятно будет труднее, – говорит Марина Борисовна. – А у нас – вся белорусская. Но, в любом случае, мы же знаем сельского человека: если что, возьмётся за лом-кувалду, и всё заработает нормально. Главное – понимать, что надо просто пережить трудный период, и делать, что должно».
Кстати, Марина вообще уверена, что очень глупо сеять панику, бегать по магазинам, сметая с полок всё, что под руку попадёт.
«Не знаю, запасается ли сейчас кто-то солью и спичками, но явно есть люди, которые бегут, сломя голову, скупать сахар, корма для животных и что-то ещё… Давайте спокойно подумаем, вспомним историю, – предлагает Марина Борисовна. – В известные времена промышленность и сельское хозяйство лежали в руинах, потом шло восстановление. Поэтому сегодня так и хочется сказать: господа санкционщики, сильно опоздали вы со своими санкциями, не будет в России голода – мы практически весь продовольственный набор закрываем. Есть на что заменить и ваши желейные жвачки, и разные пепси – вместо них у нас прекрасные лимонады – они здоровее. Разработаны технологи, есть разные линии».
На её памяти время, когда ферма ещё создавалась, и они с мужем интересовались молочным оборудованием:
«Практически всё тогда было импортным – из Германии да Голландии. От сложных аппаратов до поилок. А год назад в Москве на сельскохозяйственной выставке мы уже видели прекрасное стойловое оборудование отечественного производства. Никакая другая страна и близко не стояла – сами сумели создать».
То же – со спортивными лошадьми. На семейной ферме Маланичевых давно занимаются замечательными спортивными породами – тракененской и ганноверской.
Когда прекратили существование конные заводы, коневодство сосредоточилось в частных руках, и в Россию тогда везли спортивных лошадей в огромном количестве – владельцы покупали родословные. Миллионы тратили, доставляли, а на деле лошади оказывались никакими.
«Теперь племенное ядро – наше, – объясняет Марина Маланичева. – И не страшно, что под запрет Евросоюза на ввоз роскоши попали дорогие лошади. Разводим их у себя».
Что поправить в «консерватории»
Вместе с тем, Маланичевы считают, что и в «нашей консерватории» надо кое-что поправить, чтобы помочь небольшим хозяйствам. Например, пока серьёзной угрозой для фермеров остаётся вопрос федерального значения – маркировка.
«Переживали, когда было объявлено о единых требованиях маркировки как для крупных, так и для мелких сельскохозяйственных предприятий, – поясняет Марина Борисовна. – Одно дело – крупное производство обязано закупить и поставить линию по упаковке и маркировке товаров, а другое – малое фермерское хозяйство. Расходы – колоссальные, возможности – разные. Хорошо, что окончательное решение пока отложено. Стоит государственным головам основательно подумать над тем, как в этом деле поступить с позиции здравого смысла».
Дети и сельская тема
Очевидным плюсом для конефермы Маланичевых изначально (почти 40 лет назад) стало принятое решение – не ограничиваться разведением племенных лошадей для олимпийских видов конного спорта – развивать параллельные направления.
Едва поселившись на просторах Ленобласти, они поняли – надо приобщать к сельской теме детей. Сейчас это направление, именуемое сельским туризмом, востребовано – гости приезжают из других районов Ленобласти, Петербурга и других регионов страны.
«Организуем экскурсии для школьников, – рассказывает Марина Маланичева. – Считаем, что дети не должны превращаться в киберзависимых роботов, поэтому много лет стараемся передавать им тепло атмосферы, в которой работаем сами. Рассказываем о благородном сельском труде, и нынешние четвёртые-пятые классы уже не такие, как их ровесники несколькими годами раньше. Ребята начинают понимать, насколько притягательно живое дело, что не должны вызывать брезгливости натруженные крестьянские руки, запах сена или опилок в конюшне. Они могут подойти совсем близко, погладить животное, узнать, как за ним правильно ухаживать».
На конеферме Маланичевых уверены, что понятие «предоставление услуги» должно быть из системы образования изгнано – ведь это и воспитательный процесс.
Помощь и обязательства
Годами помогают развиваться конеферме Маланичевых федеральные, региональные и районные меры поддержки.
«Для нас особенно важно то, что эти меры взяты не с потолка – определяются с учётом наших потребностей, – поясняет Марина Маланичева. – Регион и район спрашивают: на что лучше дать средства. Достаточно долго и основательно шла помощь на сохранение маточного поголовья. Мы же, в свою очередь, принимая помощь, берём на себя и обязательства, которые выполняем».
Вместе с тем, Маланичевы занимаются очень важным делом – сохранением сельских территорий.
«Работаем сами и помогаем другим. За советом: как вспахать, удобрить землю и другими сельскими премудростями люди идут к фермеру – иной раз даже просят на кладбище к родным могилам свозить, – рассказывает хозяйка конефермы. – Нам это не сложно – мы помогаем и нам отвечают тем же».
Несколько дней назад проходила защита проекта Маланичевых – они претендуют на президентский грант, адресованный поддержке социально ориентированных НКО. Результаты пока не озвучены, но фермеры надеются на положительное решение.
А земляки их уже оценили. В начале марта был презентован пятый том краеведческого альманаха «Тосненский край», одна из глав которого посвящена хозяевам конефермы – Марине Борисовне и Сергею Дмитриевичу. А начинается повествование так:
«Мы оба с мужем Сергеем – коренные ленинградцы, потомки жителей блокадного Ленинграда, изначально люди городские. И оба с детства мечтали о лошадях, каждый – по-своему… Каждое лето проводили в деревне...»
Когда встретились-поженились, поменяли мегаполис на область, и не жалеют. Продолжают заниматься тем, что близко и приносит пользу очень многим людям. О привязанности к своему делу они говорят так убеждённо, что оно даже человеку далёкому от работы на земле оно покажется самым лучшим на свете.
«Не суетимся, предпочитаем оптимистичный галоп. Действуем по схеме: сам работаешь, отвечаешь за качество – радуешь родных, друзей и гостей, которые приезжают проникнуться сельским колоритом. Дело благодатное, хоть это не просто. Правда, без сложностей никогда ничего не добьёшься. Вот о чем хотелось бы предупредить молодых – необязательно в сельскохозяйственном деле. Не суетитесь, не паникуйте, и всё получится», – напутствует Марина Маланичева.
Трудно с этим не согласиться, как и с тем, что «оптимистичный галоп» – подходящий для жизни принцип.
Евгения Дылева
Фото: из личного архива и vk.com/public1269130