«Душечка» и «Обломов»: как по-новому будут формироваться темы выпускных сочинений

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Изменит ли что-то закрытый банк тем, к чему готовиться и насколько это страшно

Все мы когда-нибудь и как-нибудь корпели над школьными сочинениями, а выпускных классах гадали, какими будут предложенные «высшим педагогическим разумом» темы выпускных сочинений. А ведь у грядущих выпускников это ещё впереди. «Не страшно ли, батенька?..»

И вот – поворот: комплекты тем итогового сочинения с очередного учебного года будут формироваться по-новому. Логично выяснить, как именно, стоит ли этого бояться, и что думают о переменах педагоги, родители и сами ученики.

Маска, кто вы?

На странице комитета образования Ленобласти в Telegram-канале (да и на других многочисленных интернет – ресурсах, посвящённых образованию) сказано, что «открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год больше публиковаться не будут».

Вместо этого, объясняют сотрудники Федерального института педагогических измерений, будет формироваться «закрытый банк тем», основой которого станут те, что звучали в прошлые годы. А таковых (внимание!) – более полутора тысяч, и со временем этому числу предстоит ещё увеличиться.

На официальном сайте института находим разъяснения, из которых становится ясно, что в банке тем – в общей сложности три раздела:

– «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;

– «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;

– «Природа и культура в жизни человека».

И с этого учебного года в каждый комплект включат не пять, а шесть тем: по две из каждого раздела банка.

Таким образом, убеждаемся, бояться не стоит – направления общие. Тем более, что дальше говорится о более широком выборе:

«Расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем».

А в ключевом подходе к процессу – без перемен:

«Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются».

К слову, обновлённый подход к выпускным сочинениям принадлежит сразу нескольким ведомствам: Минпросвещения, Рособрнадзору и Совету по вопросам проведения итогового сочинения.

Что думают дети, учителя, родители

Будущих выпускников (во всяком случае, судя по высказывают одиннадцатиклассника-эксперта Online47 Григория Строкова из Тосненского района) новое не пугает.

«Скоро в школу, и там точно ещё много чего порасскажут не только про литературу, – пожимает плечами. – Главное – не бояться. Мне мама всё время говорит, что только черепаха-клаустрофоб живёт в ужасе. Хорошо объяснят, что по-новому надо делать – значит сделаем. Главное – не перепутать Хлестакова с Обломовым».

Взгляд на новое высказывает и представитель учительства.

«Если кроме «Муму» в младших классах ребёнок ничего всерьёз не читал, и то – кто кого утопил, плохо помнит – ни закрытый, ни отрытый банк тем не спасёт. Такой ученик в литературном потоке «утонет», – считает учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Сапожникова. – По-хорошему, детям надо просто читать литературу. Тогда что-то в голове у ребёнка отложится. И не краткое содержание в интернете, а классику – в полный рост».

Ничего нового человечеством не придумано: читайте, и вам откроется неповторимый мир.

«Не хочу показаться банальной, но только у читающих родителей – по-настоящему читающие дети. А это теперь, если честно, – редкость, – сокрушается педагог. – Ну, а предложенный с этого года подход к сочинениям – относительно новый. Просто, как я понимаю, названо больше тематических направлений, но нагрузку это особо не увеличивает».

Что касается родителей выпускников, то они только отчасти «черепашки-клаустрофобы», и то – в глобальном смысле. Преимущественно, когда речь заходит о будущем ребёнка после выпуска и, соответственно, перспективах, связанных с тратой денег на репетиторов.

«Меня больше волнует то, что с ним будет после школы, поступит ли в вуз, надо ли нанимать дополнительно репетиторов. Собирается, кстати, в технический. А про сочинения… Когда прочитала «закрытый банк», испугалась слова «закрытый». Перечитала ещё раз, и успокоилась, – реагирует на новое в подходе к выпускным сочинениям мама будущего выпускника из Кировска Марина Ивашкина. – В комплекты тем – действительно общие направления, никаких «Душечек» и «Обломовых». Не знаю, как другие дети, а мой сын должен осилить. Хотя, честно скажу: только во второй половине лета его удалось усадить за книжки из списка школьной литературы. Всё казалось, что лето впереди – мальчику надо дать отдохнуть…»

Педагоги, и родители отлично понимают, что нагрузка у детей в школе более чем серьёзная. Но «трут к носу», полагая: переживём и это. Ведь сколько разговоров было о самой системе ЕГЭ, а ведь привыкли… Читайте великих: «Не позволяйте страху или неуверенности мешать вам… Верьте в себя». Можно добавить: старайтесь мыслить свободно, писать не шаблонно и, по возможности, грамотно. На любую тему.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KKSYZ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KCiuw