В очередной раз отмечаем горькую дату, поставившую между Чернобылем и «чёрной былью» знак равенства. А след от трагедии, произошедшей 36 лет назад, остался на поколения вперёд…
День памяти
К ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы тогда привлекали специалистов со всей страны. А в Ленинград и область приезжали пострадавшие - с прилегающих к атомной станции территорий…
Хотя Международный день памяти о чернобыльской катастрофе на мировом уровне был учреждён только шесть лет назад, фактически память о событиях того дня годами и десятилетиями сохраняется все эти годы – с трагической даты 26 апреля 1986 года.
Сейчас в Петербурге насчитывается (официальные данные на 1 апреля 2022 года) чуть больше 5 тысяч тех, кто подвергся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В Ленобласти – около 2,5 тысяч.
Полуденный выстрел
Накануне Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах полуденный выстрел из орудия Петропавловской крепости произвели представители общественной организации «Союз Чернобыль», объединившего регионы СЗФО.
Сегодня, непосредственно в день 36 годовщины, состоится церемония возложения цветов к памятнику «Жертвам радиационных аварий и катастроф» в петербургском парке имени академика А.Д. Сахарова.
А в Сосновом Бору (Ленинградская область) участники торжественно-траурного митинга традиционно возложат цветы к памятнику ликвидаторам. В городе атомщиков точно знают, что такое уроки прошлого и защита будущего – радиоактивная безопасность.
Напоминанием о Чернобыльской катастрофе стала и Северо-Западная научно-практическая конференция-2022, посвящённая 15-летию создания единственного в нашей стране Музея истории радиационных катастроф. В его экспозиции хранятся уникальные воспоминания, документы и фотографии.
«Помню, как это было…»
Участники тех событий никогда не забудут пережитого. В одном из таких воспоминаний, записанных корреспондентом Online47, непосредственный участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, рассказывал, как стал «солдатом мёртвого города»:
«Поскольку служили в химическом полку, знали несколько больше, чем обыватели, и всё же имели достаточно упрощённое представление о происходящем в Чернобыле: знали, что те или иные дозы радиационные бывают смертельными. Но солдаты к этому относились вполне по-солдатски: приказ есть приказ. Видели мертвый город, людей, которые, рискуя своим здоровьем, работали на дезактивации, очищении. Строили саркофаг, как теперь понимаю, не вполне ещё осознавая масштабов беды…»
Джамиля Генияттулова – солдата-срочника прикомандировали к бригаде специалистов, робототехников из научно-исследовательского института – ленинградцам.
«Они учили работать со специальной техникой, манипулировать роботами, которые отчасти заменяли людей на самых опасных участках. Я стоял на реакторе и смотрел на действия бесстрастных машин, которым не страшна радиация. Помогал инженерам, учился подключать специальное оборудование. Когда находишься внутри событий, всё же не так страшно и нет ощущения, что делаешь что-то сверхъестественное, героическое…»
Они просто исполняли свой долг – честно, «без страха и упрёка». Не думая о том, что могут умереть. Ещё не зная, что на всю оставшуюся жизнь останутся чернобыльцами.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47