Любая, даже самая замечательная идея может сойти на нет, если её пустить по неверной «дорожке». Сейчас такая угроза нависла над региональным проектом «Сестринский уход», адресованным детям-сиротам, страдающим серьёзными недугами, нуждающимся в постоянном уходе. Об этом сегодня заговорили специалисты, причастные к непростой социальной теме. Их цель – не просто критиковать. Помочь избежать системной ошибки.
С чего начиналось
Ровно год назад, в 2021-м премьер-министр Михаил Мишустин утвердил социальную услугу по сестринскому уходу за сиротами в больницах. Объяснил, что этим должны заняться некоммерческие организации и благотворительные фонды, а не сотрудники социальных учреждений, где постоянно живут дети. Но всё же при этом уточнил, что порядок сопровождения регионам предстоит устанавливать самостоятельно.
До этого уход и присмотр за сиротами в больницах не входил в перечень медицинских услуг и одновременно не относится к видам деятельности детских домов.
Смысл проекта
Проект нужный. С этим соглашаются в Ленобласти те, кто «в теме», кому хорошо известны проблемы «особых» детей.
«Главная задача программы – бытовая, эмоциональная и психологическая поддержка детей-сирот с инвалидностью. Именно тех, что находятся на лечении или реабилитации в государственных медицинских учреждениях и стационарных учреждениях социального обслуживания, – объясняет координатор благотворительной программы «Сестринский уход», – Елена Бехтерева.
Когда ребёнок совсем маленький и не может есть сам, ему помогает мама. А когда её нет, приходит на помощь няня в доме малютки или детдоме.
«Кто помогает им в наших стационарах: кто их кормит, поит, носит на руках, помогает одеться? Врачи? Точно – нет. У них другие задачи, – говорит Елена Бехтерева. – Медсёстры? Тоже – нет, потому что у них тоже другая работа, прописанная в должностной инструкции. Да и не с каждым ребёнком может работать неподготовленный специалист! Ведь травмы случаются у разных деток: с нарушениями интеллекта и психики, у слепых, совсем маленьких гидроцефалов, которым просто не выжить без помощи и заботливых рук. В этом смысле неоценима помощь фонда «Место под солнцем»».
О том же говорит главный врач Ленинградской областной детской клинической больницы, доктор медицинских наук Александр Окунев:
«То и дело слышим от многих людей о том, как важны помощь, сострадание, милосердие. Но и часто получается так, что самих этих слов намного больше, чем дел, которые за ними следуют. Но есть и обратный пример: наша больница уже многие годы работает с Фондом «Место под солнцем». Это ни одна какая-то акция, не какой-то флэш-моб – спокойная методичная работа профессиональных людей из этой организации и сотрудников больницы. Сейчас уже сложно представить, как бы мы могли работать, если бы не было такой активной помощи».
А глава регионального отделения в Ленобласти Всероссийской организации «Родители детей-инвалидов», федеральный куратор направления «Медико-социальная экспертиза» Оксана Громова обещает:
«Замечательно, что Фонд «Место под солнцем» реализует такую целевую адресную программу. Мы готовы сотрудничать и помогать всем, чем сможем».
Идея проекта, действительно, хороша, но что-то пошло не так…
Кривая схема
На уровне Ленобласти 14 апреля 2022 года проблема сестринского ухода была поднята на заседании Совета при правительстве Ленобласти по вопросам попечительства в социальной сфере.
Речь шла о том, чтобы работники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились рядом с подопечными на протяжении всего периода оказания медицинской помощи.
А в решении – комитетам общего и профессионального образования (Вероника Реброва) и по здравоохранению Ленобласти (Сергей Вылегжанин) в срок до 1 мая рассмотреть возможность организации такой работы. Но, прежде всего, силами учреждений, в которых живут дети.
Как объясняет руководитель «Мультицентра социальной и трудовой интеграции» во Всеволожске, председатель Совета благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко, в этом и заключается возможность совершить системную ошибку.
Десятый год фонд работает по программе сестринского ухода в больницах области. С 2019-го – по государственной региональной субсидии.
«Отчётность строгая и, судя по отзывам, всё делаем правильно. Благодаря нашему усердию, появился федеральный закон, обязывающий органы исполнительной власти субъекта РФ обеспечить сопровождение детям в больницах, – комментирует она ситуацию. – Но, как теперь оказалось, не все так гладко и сладко. После того, как написали развёрнутое письмо по этому поводу на имя руководителя областного комитета по социальной защите населения. Попросили заняться созданием такой службы, чтобы эстафетную палочку передать государству. Но условия изменились. Тему от соцзащиты передали образованию (председатель профильного комитета – Вероника Реброва), а там нашли странный выход – командировать сотрудников детдомов-домов ребёнка, когда это необходимо, вместе с детьми в медицинские учреждения. Вот и возник вопрос: не погубит ли это саму идею».
Такую схему Ирина Дрозденко считает в корне неверной.
«Возникает масса вопросов. Тихвин, Бокситогорск, Ивангород... Как люди оттуда будут уезжать от своих семей-детей – часто необходимость лечения ребёнка в отдалённом стационаре длится не день-два – несколько месяцев и даже полгода. Есть ли в этом экономическая выгода? Где сиделки будут жить в это время. И ещё – ключевой: кто займет их место там, откуда они будут командированы. Не станет ли перспектива переезда поводом для увольнения? Или же – самый простой выход – создать систему «для галочки»: никто никого отправлять в больницы не будет – дети останутся брошенными?! Кривая, неработающая схема. Понимаем, что так нельзя – это вопрос не просто помощи – жизни и смерти».
Она уверена, что сестринские услуги должны быть не от времени к времени – гарантированными, государственными:
«Общественные организации, благотворительные фонды – хорошо. Но не стабильно: нашлись меценаты – есть услуга, не нашлись – нет. Безусловно, нужна специальная – крепкая, квалифицированная, надёжная альтернативная служба. Иначе речь может идти о «тихом тыринге» государственных субсидий, предоставленных непонятно кому по электронному конкурсу. А, по большому счёту, оставлении детей в опасности».
Уже прошёл срок (1 мая), установленный Советом при правительстве Ленобласти по вопросам попечительства в социальной сфере, по организации работы больничных сиделок для детей. Но окончательное решение ещё не принято. Ещё можно успеть не «наломать дров».
Евгения Дылева
Фото: Online47/Валентин Илюшин