От блокады Ленинграда до штурма Берлина: фронтовая летопись подвига семьи Ткаченко-Пензовых

Фото: из архива семьи Ткаченко

Их боевые пути расходились, но судьбы сплелись воедино в общей борьбе за Родину

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Но особенно ярко дух времени, его трагизм и героизм проявляются в судьбах конкретных людей, ковавших Победу и на фронте, и в тылу. Online47 и «Общая газета Ленинградской области» продолжают в рамках цикла «80 судеб Великой Победы» рассказывать о тех, кто доблестно сражался за Родину.

Эта история посвящена семье, чья жизнь стала отражением героизма, стойкости и любви к своей стране. Дмитрий Ткаченко, его младшая сестра Мария Пензова и ее муж Иван Пензов — обычные люди, которые в годы войны стали частью великой борьбы за свободу. Воспоминания о них, бережно сохраненные потомками, позволяют нам прикоснуться к подвигу, который навсегда останется в истории.

Дмитрий Ткаченко (второй слева) с сослуживцами

Дмитрий Ткаченко (второй слева) с сослуживцами

От школьной скамьи к фронтовым дорогам

Дмитрий Яковлевич Ткаченко родился 7 ноября 1924 года в городе Белая Церковь на территории Украинской ССР, в семье простого крестьянина. Голодные 1930-е вынудили семью переехать в Казахстан — в город Джамбул, ныне Тараз. Там уже служил его старший брат Степан, который и уговорил родных переехать: в Средней Азии было легче выжить.

Семья Ткаченко: дети в нижнем ряду — Мария и Дмитрий

Семья Ткаченко: дети в нижнем ряду — Мария и Дмитрий

Здесь Дмитрий окончил 10 классов, а в сентябре 1942 года, едва ли достигнув 18 лет, был призван в ряды Советской Армии Чиилийским военкоматом Кызылординской области. После двух месяцев обучения на курсах молодого бойца в Казани он оказался на Волховском фронте во внутренних войсках НКВД Ленинградской области. Здесь, в суровых условиях, он принял свое первое боевое крещение.

Дмитрий Яковлевич принимал участие в боях за Демянск, отбивал у врага Тихвин, где немцы даже поставили табличку: «Здесь начался ад». Его подразделение внесло значительный вклад в снятие блокады Ленинграда, помогло освободить от фашистов множество городов и населенных пунктов. В их числе — Бологое, Валдай, Великий Новгород, Старая Русса, Шимск и Сольцы.

Позже Волховский фронт был переименован в 1-й Прибалтийский, и Дмитрий продолжил свой боевой путь, участвуя в освобождении Белоруссии, Литвы и Латвии. В составе 49-й Херсонской гвардейской дивизии 1-й ударной армии 4-го Украинского фронта он сражался в Ясско-Кишиневской операции. Был дважды ранен, дослужился до звания старшего сержанта.

Дмитрий Ткаченко (в нижнем ряду в центре) с сослуживцами

Дмитрий Ткаченко (в нижнем ряду в центре) с сослуживцами

После окончания войны Дмитрий Яковлевич остался и дальше служить — на этот раз в тени. Вплоть до 1951 года он работал в войсках МГБ СССР, занимаясь ликвидацией агентурных сетей и незаконных формирований на освобожденных территориях. Эта работа требовала особой секретности, и он сам делился о ней с осторожностью:

«Он всегда говорил: „Много рассказывать нельзя“, потому что на 100 лет подписывал документ, что не имеет права разглашать. Говорил: „Можете посмотреть фильм „В августе 44-го…“. Это моя работа, мы как освобождали города, и потом начиналась наша работа, потому что агентов много забрасывали. Американских, немецких, английских, французских. Вот всех мы и должны были выявить“, — вспоминает его дочь Людмила Дмитриевна Ткаченко.

За свою службу Дмитрий Яковлевич был удостоен медалей «За оборону Ленинграда», «За снятие блокады Ленинграда», ордена Отечественной войны II степени и медали «За победу над Германией», а также почетной грамоты Министерства государственной безопасности СССР.

Дмитрий Ткаченко (крайний справа) с сослуживцами

Дмитрий Ткаченко (крайний справа) с сослуживцами

В сентябре 1951 года он уволился в запас и вернулся в Казахстан, где посвятил себя преподаванию. В школе он вел физкультуру, военное дело и историю. Ученики просто обожали его, он учил не по учебникам, а по памяти и жизненному опыту.

«Муха пролетала, и жужжание в классе было слышно, когда он преподавал, потому что он всегда говорил: „Книги можете закрыть, прочитаете дома, а то, что я вам сейчас расскажу, то вы будете мне сдавать на экзаменах“», — говорил он. А ребята слушали его, затаив дыхание.

Он не только преподавал — он воспитывал. Возил учеников на соревнования в Ташкент, где они занимали первые места.

Дмитрий Ткаченко (справа) с послом России Владимиром Тюрденевым на памятном мероприятии

Дмитрий Ткаченко (справа) с послом России Владимиром Тюрденевым на памятном мероприятии

Дмитрий Яковлевич прожил долгую жизнь, несмотря на четыре инфаркта и рак крови, о котором ему не сообщили, чтобы не спровоцировать пятый приступ.

«Надо жить. Ты в утробе матери появился, и уже твоя вся жизнь расписана», — говорил он, сохраняя оптимизм до последних дней, повторяя: «Самая большая награда — это жизнь. То, что мы остались живые».

Ушел из жизни Дмитрий Яковлевич 16 сентября 2016 года, оставив яркий след в памяти родных, близких и учеников.

Дмитрий Ткаченко (слева) на памятном мероприятии

Дмитрий Ткаченко (слева) на памятном мероприятии

От Сталинграда до Берлина

Младшая сестра Дмитрия, Мария Яковлевна Пензова (в девичестве Ткаченко), родилась в 1928 году. Война застала ее совсем юной, но искреннее стремление встать на защиту Родины оказалось сильнее любых преград, и даже возраст ей был не помехой. Прибавив себе три года, подделав свидетельство о рождении, она в 1943 году ушла на фронт.

«Пензова Мария Яковлевна, папина сестренка, 1928 года рождения, но она была высокая, красивая девушка, сделала свидетельство о рождении 1925 года и ушла на фронт», — рассказала Людмила Дмитриевна.

После двух месяцев обучения Мария стала связистом в авиаполку и в звании ефрейтора дошла до Берлина, став непосредственной участницей знаменательного исторического события — победы над «коричневой чумой». За свой подвиг Мария была награждена орденом Отечественной войны и медалью «За взятие Берлина».

Мария Пензова с детьми

Мария Пензова с детьми

После войны она посвятила себя мирной профессии, работая медсестрой в поликлинике. Вернувшись домой, Мария Яковлевна встретила своего будущего мужа — Ивана Ильича Пензова.

Он родился 17 января 1924 года в Саратовской области. В августе 1942 года, как и многие его ровесники, был призван в армию Чиилийским РВК. Служил в 84-м гвардейском стрелковом полку 33-й гвардейской стрелковой дивизии, а затем в 260-м гвардейском стрелковом полку 86-й гвардейской стрелковой дивизии, дослужившись до звания гвардии лейтенанта. На своем боевом пути дошел до Сталинграда, где он пережил страшное испытание: фашистский танк буквально «проутюжил» их окопы. Ивана сочли погибшим, и домой пришла похоронка, но спустя полтора года он вернулся — живой, хоть и на костылях.

«Он был контуженный, и нога повреждена была, с фронта пришел на костылях и во сне кричал: „За Родину, за Сталина!“ Вот это у нас в памяти о нем осталось», — поделилась Людмила Дмитриевна.

Иван Ильич командовал ротой, в которой служили и бывшие заключенные, доказавшие свою преданность Родине кровью. За храбрость он был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени и семью медалями, среди них — «За отвагу» и «За победу над Германией».

После войны Иван Пензов работал заместителем начальника ОУП-24 управления кабельными и радиорелейными магистралями Москва — Алма-Ата — Ташкент.

Судьбы Дмитрия, Марии и Ивана сплелись не только через войну, но и через семейные узы. Мария и Иван, поженившиеся после войны, воспитали троих детей. Их знакомство произошло в клубе — то ли на танцах, то ли в кино. Эта романтическая встреча стала началом крепкой семьи. А Дмитрий, приехав в гости к сестре, встретил Клавдию, родную сестру Ивана, и через год вернулся, чтобы сыграть свадьбу. Так две семьи слились в одну — скрепленную единством, стойкостью и взаимной преданностью.

А история их жизни — это урок мужества, который мы обязаны передать будущим поколениям.


Елизавета Нуждина

Фото: из архива семьи Ткаченко