Пётр Великий – скала, громадина. Так мы думали с самого детства: пожалуй, с момента, когда в полумраке нашей детской на Рубинштейна дед страшным голосом продекламировал из «Евгения Онегина»: «Ужо тебе!..» Казалось, Пётр не простит угрозы, бросится бедного Евгения догонять…
На следующее утро пошли к «Медному всаднику», и старший брат в шутку поинтересовался: «А ты могла бы потрогать петрову змею?..» Тогда я, шестилетняя, раз и навсегда решила: хорошо, что змея высоко на постаменте, а Пётр ещё выше: пожалуй, и не догонит. Но ведь сколько раз потом «догонял» …
Устав – не слепая стенка
В самом деле он был высоким – 203 сантиметра. А уж с высотой памятника, нечего и говорить! Глядя на всякие-разные – старые и новые его портреты, всякий раз думаю, как же его надо было разозлить, чтобы в Указе появилось такое, что в любые времена актуально:
«Объявить… всем министрам... чтоб они всякие дела, о которых советуют (совещаются., т – совр.), записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывал… И без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет…» (7 сентября 1707 года).
Или:
«Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают…»
Но, вместе с тем, и советует:
«Не держись Устава, яко слепой стенки…»
Неожиданный Пётр
Самого неожиданного Петра можно увидеть в рукописях Пушкина. Он сошёл с постамента, оставив лошадь без седока. Идёт, буто крадётся. Вероятно, таким представлял его бедный Евгений…
Не менее неожиданным многим кажется памятник Петру Великому на Петропавловке. Автор – Шемякин. В соцсети, например, кто-то из родителей написал:
«Когда мой сын Ваня был маленьким, наотрез отказался садится к Петру на колени. Тогда император еще не был огорожен… Оказалось, Ваня боялся, что Петр из него дурочка будет делать. Умный мальчик…»
А другие за шемякинского Петра заступаются:
«Памятник необычный, нестандартный, шокирующий. Так ведь и сам Пётр Первый - необычный, нестандартный и шокирующий. И как человек, и как монарх...»
Мы уж к нему привыкли, и даже нравится. Действительно, необычный, нестандартный, шокирующий...
Немало и памятных мест, с Петром I связанных. Не только петербургских, но и областных: Олонецкая верфь, фрегат «Штандартъ», места закладки первых ранговых кораблей Балтийского флота… Перечислять можно долго.
И тоже – есть домик Петра – уютный, деревянный – наполненный петровскими экспонатами, напоминающими одновременно о строителях петровских верфей, стрелках петровского времени и красивейшем городе – Санкт-Петербурге…
Кукольный формат
В центре Петербурга есть замечательный театр «Кукольный формат» (у коллектива – несколько национальных театральных премий «Золотая маска» и высших петербургских театральных премий «Золотой софит»).
Очень давно в его репертуаре – неувядающий спектакль «Всадник CUPRUM», в котором тоже – Пётр Великий. Но не «пушкинский», не шемякинский, а совершенно другой…
Это – историческая фантазия о рождении Петербурга. Посреди болот царь Пётр встретил прекрасную чухонку, и решил для неё построить город. Пообещал:
«Назову в твою честь Невский проспект… Все флаги в гости будут…»
Но не сложилось… Отправился заниматься государственными делами, а девушка не перенесла разлуку – залилась слезами, превратилась в реку Неву. Разве не жизненная история?!
«В кукольном формате, как в зеркале, видим самих себя, – объясняет режиссёр Анна Викторова. – Кем бы не были наши герои: бродягами, пышными дамами или царями, они оживают и оживляют время, о котором мы думаем тоже очень по-разному. Но точно знаем: оно преимущественно такое, каким его представляем…»
Точно также и Пётр I – хоть сегодня, хоть лет через сто. Помним, цитируем, знаем… С днём рождения, Пётр Алексеевич!
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47