На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили будущее системы высшего образования в РФ. Среди озвученных идей не только возврат к принципам советского высшего образования, но и предложения «сделать так, чтобы выпускник отечественного вуза был конкурентоспособным в любой точке мира».
Означает ли это, что российские выпускники и по Болонской системе всё ещё не были конкурентоспособными? И не является ли более актуальной для российской высшей школы задача подготовить супер-специалистов, ориентированных на работу и достижения в родной стране?
Onine47 поговорил об этом с Иваном Хеорхе, зампредом Ассоциации молодых педагогов Ленобласти, лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года 2020».
Сказано в парламенте РФ
Вузы обязаны дорожить качеством образования, а поэтому должны отвечать за результаты своей работы, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин во время выступления в Госдуме.
Между тем, министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратил внимание на неэффективность Болонской системы — по ряду направлений типичный четырёхлетний срок обучения оказался недостаточным.
Прозвучало и предложение вспомнить опыт Советского Союза, чья сильная система образования ценилась во всем мире. Эти практики призвали рассмотреть для построения новой системы образования.
При этом председатель Ассоциации негосударственных вузов России ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов заявил, что цель - сделать так, чтобы выпускник отечественного вуза был конкурентоспособным в любой точке мира.
Сказано в Ленобласти
Педагог 47-го региона Иван Хеорхе согласился, что опыт Советского Союза действительно может помочь улучшить российскую систему образования. Главное — не забывать про инновационные решения, сочетая их с традициями.
«Советская система безусловно была сильной и выполняла государственный и социальный заказ. Все то лучшее, что было в ней, необходимо сохранить в современной образовательной системе РФ. Вместе с тем, СССР давно уже нет, мы живем в другом обществе, в условиях рынка. Этот не может не отражаться на существующей образовательной системе, ЕГЭ обеспечивает равные возможности для выпускников, — отметил он в разговоре с Online47. — Но главное, что всегда было характерно для советской системы, образование снова рассматривается не как услуга, а как общественное благо».
Непростая политическая ситуация, которая сейчас складывается в мире, естественно отразилась на образовательной системе, точнее — показывает, что упор нужно делать на специалистов в нашей стране.
«Чтобы в сложной ситуации Россия не столкнулась с внезапной нехваткой тех же айтишников, которые предпочли уехать туда, «где хорошо платят и спокойно жить можно». Индивидуализм является чертой нынешнего поколения россиян, он отличается от традиционного коллективизма, который был свойственен советскому человеку, – объяснил Иван Хеорхе. — Необходимо серьёзно перестраивать систему воспитательной работы для получения долгосрочного эффекта. В краткосрочной же перспективе нужно задуматься, что Россия может предложить современному выпускнику, чтобы у него не было соблазна уехать за границу? Для этого нужно предложить социальные гарантии и преимущества у себя на Родине».
Также эксперт напомнил, что многие выпускники российских вузов, в частности, технических профессий — всегда были нарасхват на Западе. А иностранные студенты с удовольствием проходили обучение в России. И это говорит, что российское образование ценилось за рубежом не только в советскую эпоху.
P.S.
Остается добавить, что парламентские слушания в Госдуме – это лишь начало процесса перемен в системе высшего образования в России: будущее ещё только начинается.
Ксения Бондаренко
Фото: Валентин Илюшин / Online47