ЮНЕСКО включила процесс приготовления борща как блюда украинской национальной кухни в список нематериального культурного наследия. Такое решение было принято сегодня, 1 июля, в ходе внеочередной сессии Межправительственного комитета организации по настоянию Украины. Online47 узнал, что думают россияне об украинизации поистине общественного блюда.
И что теперь?
Заявку на включение борща в список нематериального наследия ЮНЕСКО Украина подала еще весной прошлого года. Однако недавно страна призвала рассмотреть этот вопрос в срочном порядке – и комитету ЮНЕСКО даже пришлось пойти на исключение и впервые за 20 лет провести внеочередное заседание ради… признания супа украинским.
Реакция в соцсетях на новость об украинском борще оказалась на удивление единодушной. Кто-то иронично спросил: «И что теперь – борщ не варить?», другие заметили, что теперь принципиально будут называть блюдо русским.
«А про сало ЮНЕСКО что, забыло? Непорядок», – также заметили пользователи.
И заодно поинтересовались, неужели украинцам больше нечем гордиться, что они решили сделать борщ национальным достоянием? И ещё вопрос: что, ЮНЕСКО уже решила все вопросы с культурой и образованием в мире?
Отреагировала и официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«Наш борщ в защите не нуждается, а подлежит немедленному и полному уничтожению в тарелке, – подчеркнула она. – Для того, чтобы на кулинарном примере объяснить миру, что такое «современный киевский национализм», приведу факт: хумус и плов признаны национальными блюдами нескольких народов. Но, как я понимаю, украинизации подвержено всё. Что следующее? Признание свинины «украинским национальным продуктом?»
Разные мнения
Как призналась Online47 депутат Госдумы РФ Светлана Журова, она на самом деле еще с детства считает борщ украинским блюдом. Впрочем, раньше это не имело особого значения.
«Борщ я очень люблю. Но раньше мы не задумываясь называли его украинским, – отметила она. – Наверное, если бы мы сейчас не имели этого конфликта, то для нас эта новость была бы совершенно нормальной. И скорее всего мы бы согласились: пусть борщ будет украинский, а что-то другое – окрошка, к примеру – будет наша. Мы бы с ними договорились, разделили и радовались бы, что у каждого есть свой бренд. Конечно, в этой ситуации народ немного по-другому уже к этому относится».
Светлана Журова также заметила, что в блюде достаточно поменять один ингредиент – и оно уже будет другим. Поэтому не очень понятно, что именно украинцы «забрали» себе – название?
«Я не против того, что борщ может быть украинским. У нас тоже есть кулинарная карта России, и наши регионы борются за то, чтобы ассоциироваться с каким-либо блюдом. Но вопрос: как это все будут использовать? Сложно сказать, как именно это будет в итоге выглядеть. Они будут запрещать нам готовить борщ в ресторанах? Но пиццу же нам итальянцы не запрещают, насколько я понимаю, – добавила она. – Я переживаю только за то, чтобы это не превратилось в запреты, чтобы нам не сказали, что теперь за каждое упоминание борща мы будем какие-нибудь авторские платить.
А вот у депутата Законодательного собрания Ленинградской области Марины Левченко другое мнение. Она не сомневается в том, что этот суп – исконно русское блюдо, и в целом считает такие решения лишь популизмом.
«Очередная из тех глупостей, которые вот уже с 24 февраля транслируют с экранов телевизоров по отношению к нам со стороны Украины и недружественных нам государств. Действительно глупость. Вообще-то, если уж так говорить, даже в других странах в меню про борщ пишут «русский суп». И везде упоминается, что это исконно русское блюдо», – пояснила она.
Марина Левченко также заметила, что везде борщ готовят по-разному – и от этого он не перестает быть борщом.
«У меня мама из Белоруссии, она готовила борщ так, как его готовят в Белоруссии, также у меня есть родственники из Украины, которые готовят по-своему, – добавила она. – И, по-моему, это абсолютно не повлияет на качество нашей жизни. Как ели борщ, так и будем есть. Просто уже не знают, что еще придумать, как бы нас еще укусить или ущипнуть, но потявкать надо даже в этом. Ничего этим не добились. Мы только лишний раз улыбнулись».
Татьяна Туктамышева
Фото: pxhere.com