В последние годы транспортная отрасль России столкнулась с острой нехваткой водителей, особенно в грузовом и специальном транспорте. Проблема достигает национального масштаба, отражая структурные изменения на рынке труда. Несмотря на рост зарплатных предложений, желающих работать за баранкой недостаточно. Online47 изучил доступные вакансии на популярных платформах по поиску работы, чтобы выяснить, как обстоят дела в транспортной сфере в Ленинградской области.
В поисках тех, кто за рулем
Согласно данным аналитиков hh.ru, профессия водителя входит в число самых дефицитных в России. На одну вакансию приходится лишь 3,5 резюме при норме от 4 до 8. Дефицит особенно заметен в таких регионах, как Чукотский автономный округ (1,2 резюме на вакансию) и Еврейская автономная область (1,5). Впрочем, проблема охватывает всю страну. В 2024 году в транспортной сфере было опубликовано 1,6 миллиона вакансий, что на 31% больше, чем годом ранее. Однако притока новых работников не наблюдается.
Средние зарплаты в транспортной отрасли по стране продолжают расти. Так, в конце 2024 года зарплатные предложения для водителей достигли около 120 тысяч рублей в месяц, что на 27% больше, чем год назад. Водители спецтехники, такие как операторы автокранов, пользуются особым спросом: им готовы платить до 136,5 тысячи рублей. При этом многие компании вводят дополнительные льготы, чтобы привлечь соискателей, — предлагают вахтовый метод работы, премии и социальные гарантии, пытаясь компенсировать недостаток кадров.
Лидерами по числу вакансий в транспортной сфере остаются крупнейшие города и регионы России: Москва (185 тыс. вакансий), Московская область (160 тыс.), Санкт-Петербург (90,7 тыс.). Однако спрос на транспортников увеличивается не только в мегаполисах. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) демонстрирует рост вакансий до 60% в Ленинградской области и 50% в Республике Карелия.
Какие перспективы в 47-м регионе
В Ленинградской области ситуация с транспортной сферой отражает общероссийские тенденции, но имеет свои особенности. Проведенный анализ вакансий на платформах показал, что спрос на водителей и специалистов логистики вырос на 60% за год. Работодатели региона активно ищут сотрудников для работы на грузовых автомобилях, в сфере пассажирских перевозок и на специальной технике. Среди популярных вакансий — водители категории Е, экспедиторы, операторы автовышек и автокранов.
Директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев в беседе с Online47 отметил, что проблема нехватки кадров в регионе носит системный характер:
«Давайте начнем с того, что дефицит кадров есть практически во всех отраслях. Это касается не только отраслей, но и квалификаций специалистов. Не хватает как низкоквалифицированных рабочих, условно говоря, чернорабочих, так и инженеров, высококвалифицированных специалистов. Особенно это ощущается в Ленинградской области, потому что у нас много предприятий, строятся новые производства. Область активно развивается, и кадров, конечно, не хватает. Это больной вопрос».
Средняя зарплата в транспортной отрасли Ленобласти составляет около 95,6 тысячи рублей, что на 40% больше, чем в прошлом году. Но это вовсе не потолок заработка для специалистов. Региональные работодатели готовы платить и до 180 тысяч рублей.
Однако, несмотря на рост предложений, водители не спешат замещать вакансии. Причины кроются в высокой нагрузке, изменениях в законодательстве и недостаточной популяризации профессии. Многие компании прибегают к привлечению сотрудников из других регионов, предлагая вахтовую работу. Однако такая модель подходит не всем.
По словам Игоря Муравьева, решение проблемы потребует времени и комплексного подхода.
«Можно предположить, что беспилотный транспорт в будущем сможет высвободить определенное количество работников, которые смогут переквалифицироваться. Но это все пока эксперименты. На сегодняшний день основное решение — это трудовая миграция между регионами, — подчеркнул спикер. — Бизнес старается приглашать специалистов из других регионов нашей страны. Там, где это разрешено законодательством, привлекаются трудовые мигранты из бывших союзных республик. Кроме того, важную роль играет обучение и переобучение на востребованные специальности. Однако такие программы требуют времени. Например, квалифицированного водителя, особенно на пассажирский автобус, за год не подготовить. Тут важны соображения безопасности».
Среди других регионов СЗФО, помимо Ленобласти, заметный рост вакансий наблюдается в Вологодской области (+60%), Калининградской области (+52%) и Новгородской области (+45%). Но даже в условиях дефицита специалистов зарплатные предложения в Ленинградской области уступают таким регионам, как Республика Коми (124 тыс. рублей) и Архангельская область (105 тыс.).
Главными вызовами для транспортной отрасли России стали старение рабочих кадров, низкая привлекательность профессии для молодежи и сложности в получении профессиональных категорий. В Ленинградской области, как и по всей стране, необходимо развитие программ профориентации, повышение престижа рабочих специальностей и улучшение условий труда.
Дополнительные меры, такие как поддержка транспортных предприятий, субсидии на обучение водителей и расширение социальных пакетов, могут смягчить ситуацию. Однако важен комплексный подход и участие государства, чтобы решить данный вопрос.
Елизавета Нуждина
Фото: Валентин Илюшин/Online47