Отпустить, чтобы жить дальше: специалисты нашли ответ на вопрос, как помочь потерявшим семьи подросткам

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Четырёхдневная конференция собрала на дискуссионных площадках в Петербурге больше 100 представителей разных регионов страны

«Как помочь подросткам с опытом утраты семьи принять своё прошлое, жить в настоящем и увидеть перспективы будущего?» – четырёхдневная сентябрьская конференция под таким названием собрала на дискуссионных площадках больше 100 представителей разных регионов России. Примечательно, что наряду со специалистами в обсуждении горячих тем участвовали сами подростки и родители.

БФ "Родительский мост"

БФ "Родительский мост"

Линия возврата

Темы дискуссий – разные, как, собственно, сами проблемы «ранимых и неокрепших душ». Только с виду они – броня, а копнёшь… Поэтому обсуждались и результаты серьёзных научных исследований, и практические задачи, стоящие перед теми, кто в силах помочь… или не мешать подросткам принимать взрослые решения.

О новых исследованиях семейного устройства подростков и их жизни в приемных семьях на конференции рассказала профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Галина Семья (говорящая в данном случае фамилия).

И столичные же специалисты: программный директор, БФ «Абсолют» Эльвира Гарифулина и психолог БФ «Бюро добрых дел» Анна Хегай поделились опытом поддержки замещающих семей – полезными российскими и международными трендами и «линией возврата» – результатами исследования факторов влияния на возврат приемных детей подросткового возраста из приемных семей, проживающих в сельской местности.

А один из мастер-классов вели представители двух петербургских организаций: «Дети ждут» – Татьяна Дорофеева и «Петербургские родители» – Анастасия Куркина (проект «Право выбора»). Они рассказали о формировании отношений подростков из сиротских учреждений со значимым взрослым, который помогает выстраивать фундамент самостоятельной жизни.

Завоевать доверие

Подростки любят своих родителей, особенно мам, какими бы они ни были? Но их нет с ними рядом – значит прийти на помощь должен кто-то другой…

БФ "Родительский мост"

БФ "Родительский мост"

На вопрос Online47, просто ли помочь подросткам в недетских ситуациях, когда невозможно вернуть прошлое, ответила Марина Левина, директор петербургской благотворительной организации «Родительский мост» с многолетней историей.

«Особенно тяжело подросткам, оставшимся без родителей в десятилетнем возрасте старше, – говорит она. – Иногда в семье им приходилось становится взрослыми и заботиться об отце или матери. Часто они считают себя виноватыми в том, что оказались в детдоме. Но бывает и по-другому, если взрослые жестоко к ним относились и обесценивали их чувства, их жизнь – тогда очень много боли, отчаянья и гнева. Тяжело жить, если ты не нужен собственной матери, отцу и совершенно одинок. Взрослые, которые готовы принять детей с недетским опытом должны быть готовы к тому, что очень сложно будет завоевать их доверие».

К тому же, как она объясняет, им предстоит настроиться очень длинный путь – длиною в жизнь. Причём не ждать благодарности и быстрых изменений, ведь у такого ребенка мало сил и ресурсов, чтобы о ком- то заботиться, он слишком долго выживал.

«Надо дать ему возможность побыть ребенком, не пугаться просьб покормить с ложки и покачать на руках. Помочь ответить на вопросы: «кто я?»; «кто мои родители?»; «во что я верю?»; «в чем смысл моей жизни?» Важно, чтобы сам взрослый знал ответы на эти вопросы, про себя самого», – уверена она.
БФ "Родительский мост"

БФ "Родительский мост"

Путь героя

Оценивая итоги конференции, организаторы отмечают, что она была особенной, прежде всего, потому, что кроме специалистов, отвечали на сложные вопросы приемные родители и подростки – участники проекта «Путь героя» (в этом году поддержан президентским грантом).

Этот проект как раз о поддержке семей с приемными детьми подростками, и его составляющие – индивидуальная, семейная, групповая терапия, однодневные выезды детей и родителей, летние реабилитационные лагеря для младших и старших подростков.

Результат – взаимопонимание, осознание подростком своего пути, прошлого, настоящего и будущего. Ведь не секрет, что именно от подростков чаще всего отказываются приемные родители, опекуны.

Что не так в законодательстве

На конференции эксперты отметили, что необходимо создавать профессиональные семьи, которые готовы принять сложных детей.

«В том числе, если происходит отказ от приемного ребенка, несовершеннолетний только что утратил приемную или кровную семью, пережил жестокое обращение, имеет братьев и сестер, – уточняет Марина Левина. – Что такое «профессиональная семья»? По сути, это новая специальность – профессиональных родителей надо принимать на работу, они должны регулярно проходить переподготовку и иметь соответствующую квалификацию. Такой подход требует законодательных инициатив и пока вызывает много вопросов и споров».

А вопросы такие: «можно ли смешивать семейную и трудовую роль?»; «можно ли быть мамой и папой на время или проще вернуть семейно- воспитательную группу, которая когда- то выручала подростков в кризисной ситуации, когда они попадали к взрослым, которые могли помочь им пережить беду?»

Она уверена, что исследования выступавших с докладами специалистов найдут практическое применение, так как в них содержатся ответы, в числе прочего, и на то, как оценивать качество помощи, как услышать голос ребенка, как сделать так, чтобы ребенок, наконец стал субъектом и прекратил быть объектом в системе семейного устройства.

Не пропустите

Формат участия

Формат совместного участия специалистов, родителей и подростков был отмечен всеми участниками конференции, как инновационный, поскольку позволил обсудить возникающие проблемы с разных сторон, изменять мир к лучшему, слышать и видеть друг друга.

Кроме того, дискуссии, тренинги, мастер-классы позволили специалистам – обменяться опытом, а родителям и детям – получить поддержку.

По итогам конференции было решено создать сообщество специалистов, обеспечивающих семейное устройство сложных категорий детей и поддерживающих подростков с опытом сиротства – тех, которым особенно тяжело.

К слову, опыт Ленобласти, в частности, Мультицентра социальной и трудовой интеграции во Всеволожске (директор – Ирина Дрозденко) доказывает, что профессиональной семьёй для подростков и людей, недалеко ушедших от подросткового возраста, может быть и сообщество специалистов – тьютеров, которые ведут человека, пережившего потерю семьи, дальше. Сопровождают, помогают встать на ноги, заняться делом, которое обеспечит им будущее.

И речь при этом идёт не только о приобретении необходимых для жизни навыков, а, собственно, о самой жизни. Причём такая миссия применима не только к в том случае, если это человек с ограниченными возможностями здоровья, но и к пережившему психологическую травму, связанную с отсутствием или потерей родных. Впрочем, часто то и другое совпадает.

К тому же, по большому счёту, тьютерство может быть и семейным, и социальным, и трудовым. Причем, в идеале, эти миссии должны быть связаны – только тогда можно говорить об эффективной социальной технологии.

«Не поможет просто решение технической задачи – «взял за руку и пошёл». Тьютерское сопровождение надо наполнить внутренним содержанием, пониманием и ненавязчивым общением. Иначе ничего не получится, – считает Ирина Дрозденко. – А это уже не просто работа – миссия, требующая постоянной включенности».

Как показала конференция, есть взрослые и организации, готовые этим всерьёз заниматься – не только в теории…

Оказывается, мы не слишком ушли от «Пацанов» Динары Асановой. С течением времени трудные вопросы не исчезают. Как там в фильме про подростков, помните? «Ты их всё время учишь, а их надо... любить». Значит, быть рядом, сопровождать, не терять контакта.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47