Ушла на фронт мстить фашистам за отца: как семьи Прикамья переживали Великую Отечественную войну

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 собрал истории простых советских ребят, которые смело шли навстречу врагу

В России приближается один из важных не только государственных, но и семейных праздников – 9 Мая. В этот день не только радуются победе, но и вспоминают горечь потерь. Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше, и теперь истории их жизни звучат из уст их детей, внуков и даже правнуков. Online47 собрал истории двух похожих, и вместе с тем очень разных, семей с Прикамья. Истории о том, как обычные ребята преодолели свыше тысячи километров на пути к освобождению мира от фашизма.

День Победы в Берлине

Владимиру Захарову 76 лет. Его жене – Галине – 77. Оба они родились почти сразу после войны и отголоски того тяжелого времени видели не только на лицах родных, но и в том, как отзывались в их сердцах истории ветеранов отечественной войны.

История родителей Владимира трагична с обеих сторон. Его дед по материнской линии – Костров Григорий Сергеевич – еще до войны был председателем колхоза в Прикамье. Позднее стал председателем артели инвалидов, которая выпускала телеги, а потом и металлоизделия: гвозди, лопаты, умывальники. У него была бронь, но он все-равно ушел на фронт. Добровольцем. Служил минометчиком. В 1944 году даже успел дойти до Германии. Но в том же году погиб.

Когда семья получила похоронку, со смертью Григория Сергеевича никак не могла смириться его дочь – Октябрина. Она поступила в школу снайперов. А позднее сама отправилась воевать – мстила за убитого отца. Окончание войны в 1945 году Октябрина встречала уже в Берлине. Домой – в Прикамье – она вернулась с именной винтовкой наперевес.

Октябрина,1945 год,Берлин

Октябрина,1945 год,Берлин из личного архива

«Нелегкой война была и для моего отца – Захарова Леонида Николаевича, – рассказывает Владимир. – Он подавал заявление в летное училище, но из-за того, что его отец был репрессирован в 1937 году, его не приняли. Тогда он подался в танковое училище. Но его и туда не взяли – по той же самой причине. Каким-то чудом он сумел попасть в автоботальон. Воевал под Сталинградом. Позднее узнал, что товарищи, которые вместе с ним подавали в летное и танковое, с войны не вернулись. Ни один».

И это был не единственный раз, когда судьба уберегла отца Владимира от смерти:

«У отца было ранение ноги. В бедро попал осколок авиабомбы размером 20 на 15 см. Перебило берцовую кость. После того, как он попал на стол к хирургу, началась бомбежка. Хирурга ранило осколком, а отец уцелел. Потом приехал паром – на нем солдат отправляли в тыловой госпиталь через Волгу. Места моему отцу на пароме не хватило. Уплыли без него. Но паром до госпиталя не добрался. Потонул от фашистского бомбардировщика там же – на Волге. Погибли все. А отца отправили на другом пароме – благополучно».

По окончанию войны Захарова Леонида Николаевича наградили медалью «За отвагу». Все последующие медали были уже юбилейные – к годовщинам окончания войны. И каждое 9 Мая было особенным:

«Отец, когда пришел пенсионный возраст, стал председателем совета ветеранов. День Победы всегда отмечали. Безусловно, это их праздник», – уверенно говорит Владимир.
Леонид Захаров с женой

Леонид Захаров с женойиз личного архива

А вот отец Галины встретил войну, как на самых страшных картинах советских художников, на школьном выпускном. В тот год Вахранев Владилен Аркадьевич поступил в Ленинградское ракетно-артиллерийское училище и проходил учения прямо на поле боя. Выслеживал диверсионные группы немцев:

«Однажды они встретились с такой группой на озере. Боеприпасов у них уже не осталось, и они вступили в рукопашный бой. Немец пошел на папу, замахнулся штыком. Но папа сумел увернуться. Этих секунд ему хватило, чтобы нанести ответный удар и заколоть немца штыком. Это был первый убитый им немец», – вспоминает Галина.

Сентябрь 1941 года Владилен Аркадьевич встретил в блокадном Ленинграде:

«Как и всем жителям блокадного города, было очень тяжело. Но они не сдавались: воевали, помогали детям, больным и немощным выживать и верить в победу. Дорога жизни стала для них своего рода спасением. Но болезни, приобретенные в эти годы, повлияли на всю оставшуюся жизнь. У отца развилась сердечная недостаточность и ревматизм. В 44 года у него была операция на сердце. Оперировал известный в 60-70-х годах киевский хирург Николай Амосов. Но спасти отца не удалось. В память о нем осталась его медаль за победу над Германией».

Как говорит Галина, 9 Мая навсегда остался для ее отца радостным и вместе с тем горьким праздником.

«Войны вам знать не надо»

Чета Захаровых стала не единственной, чьи родные прошли неблизкий путь от Прикамья до Германии. Похожая судьба сложилась и у Загребина Аркадия Георгиевича. Хотя о его нелегком пути семья смогла узнать всего лишь пять лет назад:

«Дед нам никогда ничего не рассказывал. 9 Мая никогда ни с кем не встречался. Мы маленькие, когда просили что-то про войну рассказать, он всегда говорил, что войны вам знать не надо. Так что мы и не знали ничего о нем. Он и с детьми своими ничем не делился. Пять лет назад только через архив наконец мы смогли хоть что-то выяснить», – рассказывает его 53-летняя внучка Наталья.
Аркадий Загребин с семьей

Аркадий Загребин с семьейиз личного архива

По ее словам, на войну Аркадий Георгиевич попал уже 28 декабря 1944 года в составе штрафбата. За это недолгое время он успел дойти до Берлина и был ранен в руку – ему перебило сухожилие. Как рассказывает Наталья, из-за этого у Аркадия Георгиевича всегда плохо работал один из пальцев.

По окончанию войны Аркадий Георгиевич был награжден медалью «За отвагу»:

«В наградном листе говорится, что он проявил себя храбро и мужественно перед наступлением. Первый ворвался в траншею противника, забросал гранатами, где уничтожил пулеметную точку с расчетом. И лично с автомата убил четырех немцев. А также ворвался во вторую траншею и преследовал противника до реки Пилица. За это и был представлен к награде», – объясняет внучка.
Наградной лист Аркадия Загребина

Наградной лист Аркадия Загребинаиз личного архива

Однако, по ее словам, дед всю жизнь оставался скромным. Никогда своими заслугами не кичился:

«Мы в советское время, когда в очередях за продуктами стояли, всегда деду говорили, мол, зачем тебе в очереди стоять – иди так. А ветеранов пропускали всегда. Но он говорил, что мне не надо этого ничего, я лучше с вами постою», – рассказывает Наталья.

Умер Загребин Аркадий Георгиевич в 1984 году – ему было 60 лет.

История каждой такой семьи – история целого поколения и страны. За каждой спасенной и чудом уцелевшей жизнью стоит целая вереница детей и внуков, которые несут на своих плечах подвиги собственных семей и горечь их тяжелого прошлого. В каждом из нас сегодня прячется светлая память, которую мы продолжаем нести сквозь десятилетия.

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8K4QkM
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KayVf