Понедельник, 10 октября, стал по-настоящему историческим, ведь в этот день в Ленинградской области во время пятого завершающего заседания, областной суд признал геноцидом преступления, совершенные фашистами во время Великой Отечественной войны. Online47 узнал ужасающие подробности зверств нацистских захватчиков и стран-пособников на ленинградской земле в период с 1941 по 1944 годы.
Искажение истории
Дела о геноциде советских граждан ранее уже рассмотрели в семи регионах, которые в годы войны находились под оккупацией нацистов и их союзников. Инициатором всех процессов был генпрокурор России Игорь Краснов.
Важную роль в установлении факта геноцида сыграли архивные материалы УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Во время финального заседания прокурор региона Сергей Жуковский отметил, что заявление о признании факта геноцида советского населения региона в годы Великой Отечественной войны нацистско-фашистскими захватчиками и их пособниками было подано в суд прокуратурой Ленобласти в интересах родственников узников лагерей и жертв от действий оккупантов, а также в защиту интересов Российской Федерации и в целях сохранения исторической памяти.
На последнем прокурор заострил особое внимание.
«Несмотря на Нюрнбергский трибунал, сегодня мы видим попытки умышленного искажения истории, принижения роли великого подвига наших предков и огромных жертв нашего народа. Вопреки здравому смыслу осуществляется героизация фашистов в тех странах, которые отказались от своей истории, - подчеркнул прокурор Сергей Жуковский в ходе своего выступления, - Все мировое сообщество признало холокост евреев, но умалчивает об истреблении миллионов советских граждан. Так неужели жертвы наших дедушек и бабушек не заслуживают правды? Поэтому с целью сохранения исторической памяти и достижения справедливости в защиту национальных интересов нашей страны подано заявление о признании фактов преступлений немецко-фашистских захватчиков, признании геноцида советского населения».
Так, в ходе судебных заседаний было исследовано множество архивных документов, протоколы следственных деятелей, кинохроника, работы поисковых отрядов, и, конечно, воспоминания ветеранов, которые доказывают, что на территории области от рук немецко-фашистских захватчиков и их пособников: военных формирований Бельгии, Италии, Испании, Латвии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции и Чехии были замучены тысячи ни в чем не повинных советских граждан.
Прокуратурой доказаны факты массовых истреблений путем расстрелов, повешений, пыток, истязаний, сжигания заживо, применения смертельных инъекций, как в отношении мирного населения, так и в отношении военнопленных.
За последние три года следователи СК РФ провели работу в местах захоронений в Лужском, Ломоносовском, Гатчинском и Тосненском районах нашего региона.
На жестокости оккупантов на территориях двух последних районов мы остановимся более подробно.
Машина смерти «Дулаг-154» (Гатчинский район)
Больше 800 дней жители Гатчины (в то время Красногвардейска) и всего района находились под давлением фашистских захватчиков. В 1942-м там был создан огромный концлагерь «Дулаг-154», где было два отделения - «рабочее», из которого отправляли на работу в Германию или на прифронтовые территории, и «нерабочее» - в которое помещали смертников.
Что особенно важно, узниками лагерей становились не только военнопленные, но и простые жители Петергофа, Павловска, Красного Села и других населенных пунктов. Зимой того же года из-за сильного истощения пленников и антисанитарных условий, в которых они находились, в лагерях вспыхнула эпидемия сыпного тифа. И только на территории этого лагеря ежедневно умирали в среднем по 150 человек в день. Тогда немецкие оккупанты решили остановить эпидемию самым простым для себя способом: они просто расстреливали больных, а затем сжигали.
Всего за время существования концлагеря немцы погубили не менее 80 тысяч пленных, отметил прокурор во время процесса.
Психиатрическая больница имени Кащенко
Чуть раньше – в ноябре 1941 года с помощью смертельных уколов нацисты уничтожили 850 пациентов психиатрической больницы им. Кащенко в том же Гатчинском районе.
«С первых дней оккупации больным выдавали в день 100 граммов хлеба, но с октября 1941 года выдача хлеба была вовсе прекращена, вследствие чего среди больных началась массовая смертность от голода. Пациенты пытались убежать, но расставленные по дорогам немецкие патрули расстреливали их, - рассказал во время одного из заседаний старший научный сотрудник отдела «Институт истории обороны и блокады Ленинграда» государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Станислав Бернев, - И 20 ноября 1941 года немцы произвели умерщвление больных путем введения подкожного укола каждому больному отравляющего препарата».
Таким способом было истреблено 850 пациентов.
Из показаний медиков, проводивших процедуру: «После укола человек в муках умирал через пять-10 минут. Тела отвезли в деревню Ручьи и закопали в противотанковый ров. Осенью 1943 года, пытаясь скрыть следы преступления, немецкие захватчики доставили на место захоронения трупов 20 человек советских военнопленных. Этими военнопленными тела были выкопаны и сожжены».
Парк «Сильвия»
Согласно архивным документам, с октября 1941-го по январь 1944-го в Гатчине находился штаб немецкой полиции безопасности, который назывался «Айнзац команда 1». А возле парка «Сильвия» фашисты устроили тюрьму.
Арестованные, в основном военнопленные, евреи, коммунисты, сотрудники НКВД, партизаны, подпольщики, лица, подозреваемые в связях с партизанами, или недовольные немецким режимом, привозились туда из разных районов Ленинградской области. Они содержались в подвале дома 17, где находилась тюрьма, которую называли «бункер». Фашисты допрашивали арестованных, после чего их обычно расстреливали.
По словам командира поискового отряда «Искра» Андрея Клементьева, после большой совместной работы со Следственным комитетом и Гатчинским музеем-заповедником были предположительно установлены места некоторых захоронений.
А этим летом поисковая группа извлекла скелетированные останки около 30 человек, а также обнаружила фрагменты личных вещей и одежды.
«Поиски были очень сложными, поскольку в нацистской Германии работали профессиональные злодеи. Так, на некоторых площадках, которые мы начали разрабатывать, находился мусор: битый кирпич, листы железа, разбитая посуда, - поделился наблюдениями Андрей Клементьев, - Эта маскировка была предназначена для того, чтобы после войны никто не смог обнаружить следы преступлений и расследование запуталось. Но мы снимали этот мусорный слой и после полноценной расчистки виднелись тела. И картина, надо сказать, представала ужасная».
По рассказам командира поискового отряда, даже опытные в этом нелегком деле сотрудники не могли сдержать слез. Ведь помимо военнопленных встречались тела женщин и даже детей. Согласно экспертизе, во время казни у людей за спиной были связаны руки колючей проволокой, а погибали они чаще всего от удара по голове тупым предметом или расстрела.
В день выводилось на расстрел до 30 человек. С сентября 1943 года по январь 1944 года там было уничтожено свыше 4 тысяч человек.
Известно, что поисковые работы на территории «Сильвии» до сих пор продолжаются, на данный момент поднято более 130 человек, восемь из них опознаны.
Макарьевская пустынь (Тосненский район)
В конце августа 1941 года был оккупирован город Любань, в том числе Макарьевская пустынь, где находился бывший монастырь с домом инвалидов.
В нем в первую очередь ухаживали за душевнобольными, но также сифилитиками и эпилептиками. В момент прихода туда немецких оккупантов в заведении проживало более 240 женщин. Уход за больными осуществляла одна медсестра и одна смотрительница.
Из архивных документов: «Помимо перехода на население болезней крови (Blutkrankheiten) существует опасность зарождения и распространения эпидемии. Врач 2 пехотной бригады СС, штурмбанфюрер доктор Блис считает необходимым срочные меры, обосновывая тем, что больные опасны не только для населения, но, в первую очередь – для немецких солдат. Когда последние припасы закончатся, больные освободятся. В их состоянии не исключены нападения на людей. Кроме того они вероятно будут заражать других лиц такими болезнями, как сыпной тиф. Сохранять явный очаг напряженности в непосредственной близости от зимних передовых позиций и в зоне расположения войск представляется неприемлемым. К тому же обитатели приюта с немецкой точки зрения уже не представляют собой объекты, достойные полноценного существования».
В середине января 1942 года дом посетил фашистский карательный отряд, состоявший из финнов и эстонцев. Они отобрали у инвалидов все имущество и продукты питания. В результате в течение двух недель 52 человека погибло от голода. В начале февраля они вновь приехали в дом инвалидов и погрузили изнеможенных женщин на подводы, вывезли в поле и расстреляли.
Таким образом, фашисты расстреляли 208 инвалидов, в том числе медсестру, которая пыталась защитить больных.
Преступления против детей
Невозможно представить, какие издевательства тогда не придумала нацистская машина смерти. Не поддаются рациональному объяснению выходящие за рамки человеческого понимания издевательства над полностью беззащитными детьми.
Через лагерь в Вырице за годы войны прошли сотни малолетних узников от трех до 14 лет. Сами немцы называли это место детским домом, но на самом деле условия для детей были просто ужасающими.
По рассказам свидетелей в фильме «Лагерь» краеведа Рашида Ганцева, у них нередко брали кровь для немецких офицеров. Ребятишек вывозили в специальный пункт забора крови, а затем возвращали в лагерь совершенно изнеможенными. Некоторые погибали сразу.
Во время одного из заседаний предоставлялась уникальная возможность не только допросить специалистов и экспертов, исследовать письменные доказательства, но и пообщаться с живыми свидетелями зверств. Так, бывшие узники Вырицкого лагеря поделились своими воспоминаниями.
Валентин Исаев рассказал, что с ноября 1942 по январь 1944 находился в немецком «детдоме». По его словам, более старших ребят заставляли работать на лесозаготовке и полях. А за любую провинность избивали и сажали в карцер.
«У детей брали кровь, я сам этого не помню, потому что еще совсем маленький был, но мне рассказывали, что и меня тащили. Воспитательнице нашей, той, которая за нами присматривала, пришлось соврать, что у меня тиф. Только тогда они меня бросили», - со слезами на глазах вспомнил бывший узник лагеря в Вырице.
На сегодня доказаны многочисленные факты издевательств: детей избивали плетками до рассечения кожи. Было физическое насилие, голод, к тому же дети болели сыпным тифом. Согласно архивным документам, из-за эпидемии узников планировали сжечь прямо в бараках, однако советские врачи занижали цифры по заболеваемости.
Как подчеркнул создатель документальной картины Рашид Ганцев, по воспоминаниям многих людей, которые там побывали, фашисты тщательно скрывали следы преступлений, поскольку не хотели терять лицо перед Европой, поэтому захоронения происходили за забором или вдали от лагеря. До сих пор неизвестно, какое количество детей погибло в том жутком лагере, но по некоторой информации – не менее 200 человек.
Не стоит забывать и о злодеяниях со стороны стран-пособников. В ходе судебного заседания были также озвучены и доказаны факты особой жестокости в отношении детей со стороны финских военнослужащих, которыми осуществлялось минирование детских игрушек и сброс их с самолета. В момент, когда дети поднимали эти игрушки, происходил взрывы, в результате которых они гибли или получали увечья.
«Только представьте, может ли человек умышленно минировать детские игрушки, которые были единственной радостью для обескровленных, голодных, осиротевших малышей. А потом наблюдать, как они в муках умирают», - сказал во время выступления прокурор Ленобласти Сергей Жуковский.
Все это является свидетельствами созданной фашистами индустрии и фабрики смерти, в которой европейские государства принимали немалое участие.
Культурный геноцид
Помимо огромнейших невосполнимых человеческих потерь, за годы оккупации ленинградская земля потеряла немало памятников культуры и истории. Новая пересчитанная и научно обоснованная сумма материального ущерба составила 1,9 трлн рублей по нынешнему курсу.
В ходе постоянных обстрелов были полностью разрушены более трех тысяч зданий, а около семи тысяч получили повреждения. Собранные материалы позволяют утверждать также о намеренном разрушении нацистскими карателями уникальных памятников и архитектурных ансамблей Ленинграда.
Так, немецко-фашистские захватчики уничтожили дворцы и парки в Павловске, Пушкине и Петергофе. Ленинградская область потеряла знаменитую систему петергофских фонтанов, а более ста тысяч музейных экспонатов и книг были разграблены.
Оккупанты всяческими действами пытались искоренить историческую и культурную ценность нашего края и всего Советского Союза в целом.
Эпилог
Историческая правда спустя долгие и долгие десятилетия закреплена. Эта правда со всех сторон показывает нам, что такое геноцид и нацизм. Она же помогает нам понять, что происходит сегодня и против чего мы боремся на Донбассе.
А пока озвучим страшную цифру, которую нам не стоит забывать: более 435 тысяч советских граждан было расстреляно, замучено и угнано в рабство нацистами. Больше такого допускать нельзя.
«Сейчас не ноябрь 1945-го, и передо мной не находятся палачи. Как видите, места ответчиков пусты. Но признание этих жестоких преступлений является историческим долгом общества и государства, — подчеркнул прокурор. — Нами доказано, что совершенные фашистами зверские преступления в отношении людей, культурных ценностей и самобытности советских граждан в годы Великой Отечественной войны являются не только военными преступлениями, но и настоящим геноцидом. Иначе это назвать нельзя».
Злата Денисова
Фото: Валентин Илюшин/Online47