Пробовали или умеют копить монетки и рубли наши дети? (Есть ли возможность – другой вопрос). Тема такого рода нас, взрослых, заставляет «на себя оборотиться»: умеем ли это делать мы – родители и даже бабушки с дедушками? Показательно, что специалисты онлайн-школы «Фоксфорд» при поддержке Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России выяснили, что около четверти (23%) детей не умеют или не пробовали копить, да и отказывать себе в чём-либо ради этого, тем более, не готовы. Online47 знакомит с итогами соцопроса и экспертным мнением.
«Ужаться» и накопить
Проводился опрос в соцсетях, его участниками стали около 1000 человек – в основном (80%) – родители, 20% – школьники. Выяснилось, что дети думают «по-нашему», по-российски: накопить можно, только если «ужаться». Во всяком случае, каждый пятый ребёнок-респондент во время опроса говорил о том, что всякие накопления – большие и малые – возможны, когда в чём-то себе откажешь.
Например, тебе три дня давали деньги на пирожки в столовке, а ты их прикарманил и в конце недели потратил на что-то другое, с твоей точки зрения, более нужное.
К слову, тот же опрос подтвердил, что родители (22%) уверены, что их дети обладают низкой финансовой грамотностью – не имеют ни малейшего представления о том, что существуют разные способы накопления (с полными результатами опроса детей и взрослых можно ознакомиться по ссылке).
Приведённые социологами проценты заставили вспомнить замечательный детский стишок:
Он думал, что над ним кружит Могучий Альбатрос;
Протер глаза, а это был Финансовый вопрос.
«Поклюй горошку, – он сказал, – Мне жаль тебя до слез!..»
Приходится согласиться с тем, что этот самый «финансовый вопрос» – тема, заслуживающая серьёзного внимания.
Вижу цель
В том, что дети, наравне с другими предметами, обязательно должны изучать хотя бы азы рачительного обращения с деньгами, уверена руководитель Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Анна Харнас.
«Конечная цель – к 2030 году за счет реализации федеральных и региональных программ увеличить число россиян с уровнем финансовой грамотности не ниже среднего до 80%, – отмечает она. — Сейчас во многих школах в основные предметы, такие как математика, география, обществознание, информатика, окружающий мир, включены элементы финансовой грамотности. И это уже обязательная составляющая школьного образования».
При этом, с точки зрения Анны Харнас, параллельно надо наладить дополнительное обучение. Не для «галочки» – основанное на практике и знании тонкостей, умении грамотно распоряжаться «карманными» деньгами, вовремя распознавать возможные «ловушки» – мошеннические схемы. К тому же занятия не должны быть усыпляющими – такие уроки должны проходить живо, с обязательным включением игровых моментов.
С этим, к слову, абсолютно согласен доктор экономических наук, автор ряда книг социальной тематики Андрей Ермилов (ВШЭ).
«Нудные речи на эту тему ребёнок просто не воспримет, – уверен он. – Поэтому, на мой взгляд уместны специально разработанные программы. Но и это ещё не всё. К такого рода беседам должны быть хорошо подготовлены педагоги, подчас сами не умеющие грамотно распоряжаться своими деньгами, которых, понятное дело, вечно не хватает – куда уж копить (не обижайтесь, говорю и о себе, в том числе). Хороши и домашние беседы на эту тему с адекватными родителями. Так что, прежде всего, взрослым надлежит быть готовыми к финансово грамотному разговору».
Потрачено!
И тут приходят на помощь специалисты преподаватели и методисты «Фоксфорда», разработавшие бесплатный курс и игру-викторину «Потрачено! Как родители реагируют на ваши расходы».
Дети во время игры отвечают на два десятка вопросов, а главное – сами принимают решения о том, тратить или не тратить, вкладывать или не вкладывать, что именно надо купить и как противостоять разным схемам финансового мошенничества.
Следующая после игры ступенька – доступ к бесплатному мини-курсу по финансовой грамотности. В четырёх видеороликах – полная информация о том, как заработать первые деньги, не попасть в «капкан», ловко расставленный мошенником. И не только накопить – приумножить свои сбережения. Эта игра с 17 октября – уже в открытом доступе. Вот ссылка: https://finance.foxford.ru.
«О финансовой грамотности с ребятами уже пытаются говорить на уроках обществознания, экономики и права, – поясняет учитель математики «Фоксфорда» Борис Трушин. – Даже в ЕГЭ по профильной математике есть задача с экономическим содержанием, которая проверяет финансовую грамотность. Думаю, что и на уроках надо говорить, например, о кредитной грамотности: дети должны знать о «подводных камнях» – процентах инфляции и сложных процентах».
Он уверен, что школьники должны знать, например, что 5% в месяц – это около 80% годовых, а 10% в месяц – куда больше, чем 200% в год.
Что говорили классики
Интересно, что Пушкин признавался: «Я пишу для себя, а печатаю для денег». Достоевский считал, что «человек с деньгами – везде человек», но при этом подвергал себя финансовым рискам во время игры в рулетку. Чехов полагал, что «деньги, как водка, делают человека чудаком». А Гоголь был уверен в том, что «деньги, как тень или красавица, бегут за нами только тогда, когда мы бежим от них…»
Правда и то, что идея «затянуть поясок», накопить денег и от души потратить их на что-нибудь «этакое» время от времени приходит каждому. Но как говаривал автор «Истории государства Российского» Карамзин, во-первых, «за деньги не делается ничего великого». А во-вторых, «наши люди не склонны копить, да складывать деньги даже в самое тайное место», потому что и климат, и обстоятельства у нас «имеют великую тягу к переменам» – то печенеги набегут, то половцы... Но история историей, а попытаться научить детей жить финансово грамотно – идея точно правильная.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47