К сожалению, чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем меньше мы о них знаем. Особенно современные дети, чье детство проходит в условиях повсеместной цифровизации, а события 80-летней давности кажутся неизмеримо далеким и малопонятным временем. Исправить ситуацию решил глава Минобороны РФ Андрей Белоусов. Он предложил ввести курс по изучению подвигов защитников Отечества времен Великой Отечественной войны в учебных заведениях. Совместно с «Поисковым движением России» планируется разработать программы поисковых и мемориальных мероприятий, куда можно было бы привлекать детей и студентов. О том, почему современная молодежь не знает героев Великой Отечественной войны и помогут ли в этом поисковые работы – в материале Online47.
Почему дети не знают историю?
Великой Отечественной войне сегодня уделяется много внимания. Особенно в преддверии каждого дня Победы. О трагических событиях со школьниками говорят не только на истории, но и на уроках литературы, в рамках «Разговоров о важном». Ежегодно ребят водят в музеи, посвященные истории тех лет, а в честь 9 Мая школы проводят тематические линейки.
Тем не менее, все это не гарантирует того, что ребенок, действительно, будет хорошо знать подвиги советских солдат и важную страницу в истории своей страны, говорит ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук. Молодежь не знает не только новых имен, но и со всеми известными уже знакома слабо:
«К сожалению, сегодня дети не знают фамилии тех людей и героев, чьи имена носят улицы, на которых они живут. Дети воспитаны интернетом и в их информационном поле ничего об этих людях и событиях нет. В течение многих лет героизм в нашем обществе вообще не являлся основой для подражания. Мы помним, как еще в 90-е годы героями стали те, у кого были деньги и влияние. Сегодня происходит то же самое. Только вместо героев «Бригады» у детей в почете блогеры и тиктокеры. Кроме того, нельзя забывать, что всегда есть барьер между источником информации и ее приемником. Даже если учитель рассказывает на уроке про Зою Космодемьянскую или Марата Казей, ребенок может отвлечься, прослушать и потом к этой теме уже не вернуться. Мало ребенку что-то рассказать в школе, должны быть и другие источники информации. Наглядный пример: все в школе учат русский язык по много часов, но люди не перестают писать с ошибками».
Тем не менее, выносить это отдельным курсом не стоит, уверена Ольга Ковальчук. Все-таки учебная программа на сегодня и без того перегружена. По ее словам, нужна комплексная работа:
«Работа должна идти по всем направлениям: через классного руководителя, «Разговоры о важном», внеклассную и волонтерскую деятельность. Много должно быть информации по телевидению, в кино, в интернете. Воспитание ребенка – это комплексный пласт. Мы должны не просто вдалбливать информацию, а заглянуть ребенку в душу. А для этого нужно применить много разных способов. В том числе давать детям самим участвовать в раскопках, чтобы они могли почувствовать себя причастными. Нельзя ожидать, что один преподаватель сделает всю работу и ребенок волшебным образом все заучит. На школьника или студента должно повлиять много разных людей. Само общество должно быть заинтересовано историей и ее событиями».
Немаловажное влияние здесь могут оказать нынешние ветераны СВО. Именно через них ребята могут проникнуться интересом к своей стране и начать подробнее изучать не только события сегодняшнего дня, но и прошлого:
«Их участие могло бы очень помочь, – уверена Ольга Ковальчук. – Бойцам дети зачастую доверяют больше, чем школьному учителю или даже родителям. Но, к сожалению, мало кто сегодня готов идти в школу. Нынешние ветераны, как и ветераны Великой Отечественной войны, тяжело переживают события, выпавшие на их судьбу. Не все готовы об этом рассказывать. Но их участие в жизни подрастающего поколения сегодня крайне необходимо».
Кто, если не мы?
Родители же к инициативе работы детей с поисковиками отнеслись по-разному. Кто-то уверен, что доносить историю полезно любыми способами:
«Обязательно надо рассказывать о героях войны. Подобные мероприятия должны быть, чтобы никто не забывал, что тогда было и что сделали наши предки для того, чтобы мы сейчас были такой сильной страной», – говорит Яна.
Кто-то полагает, что новых имен при раскопках и исследованиях появится еще много, но не все из них нужны среднестатистическому школьнику:
«Всего за годы Великой Отечественной войны в частях РККА служили около 34,5 млн человек. Убито было немыслимое число людей. Находить останки мы будем еще долго. Но это не повод тащить весь багаж информации в школы и вузы. Большинство из этого нужно скорее историкам, чемвыпускникам», – резюмирует Елена.
Большинство полагает, что патриотическое воспитание должно идти, прежде всего, из семьи. Без активного участия самих родителей должного результата не будет:
«Все мы говорим, что разговоры о Великой Отечественной войне и героях – это задача педагогов. Но ведь сегодня и не всякий родитель уже знает героев той войны. Родители сами должны прививать ребенку любовь к истории и делиться с ним памятью о тех событиях. А если им самим это неинтересно, то кто отвезет школьника на мемориал, кто по душам поговорит с ним о наших прабабушках и прадедушках? Вся работа общество просто пройдет мимо такого подростка», – отмечает Наталья.
Делать не ради «галочки»
А вот сами поисковики, по крайней мере те, кто давно работает с детьми, инициативу восприняли с восторгом. Так автор Новгородского проекта «Поисковики – школам» Александр Морзунов, отметил, что сегодня важно уже не сохранять память, а возрождать ее.
С энтузиазмом к идее отнеслись и в «Военно-патриотическом обществе «Медведь», которое также активно работало со школьниками в последние годы:
«Белоусов отметил проекты «Поисковики – школам» и «Памяти героев Отечества» в реализации которых уже 4 года участвует и наша организация. Так что работаем!», – написали организаторы в соцсетях.
Однако, проблемой незнания истории России становится сегодня и то, что ее постоянно пытаются переписывать, отметила в беседе с Online47 Лариса Санатовская, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:
«Безусловно, подобные учебные курсы и занятия сегодня только в плюс, как для школьников, так и для студенчества. Сегодня история активно переписывается, перевирается. Даже школьные учебники по истории регулярно переиздаются, и лучше от этого они не становятся. Да, сегодня и много полезных фактов открывается, активно идут раскопки, мы узнаем все новые имена. Обо всем этом выходят качественные, хорошие книги и статьи. Но мы же понимаем, что мало какого ребенка сегодня можно заставить читать. Эффективнее живое общение».
При этом важно учитывать возрастные параметры подростков и молодежи, напоминает Лариса Санатовская. Изучение истории Великой Отечественной войны не должно превратиться в нудную зубрежку. Ребят должны вовлекать через игры, через современные технологии. Работа с поисковиками также внесет немало вклада в то, чтобы дети стали ближе к своей истории. Но и взрослым, говорит эксперт, нужно разговаривать с детьми о Великой Отечественной войне не ради галочки. Им самим должно быть интересно делиться с маленьким человеком такими великими и значимыми событиями. В таких жизненно важных беседах не место фальши.
Фото: Валентин Илюшин/Online47