Погружение в пушкинскую эпоху: «Дом станционного смотрителя» преобразился, но сохранил исторический дух

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 выяснил, что за четыре года реставрации изменилось в первом в России музее литературного героя в Выре.

В среду, 21 декабря, в деревне Выра под Гатчиной для всех ленинградцев состоялось открытие музея «Дом станционного смотрителя», который больше четырех лет провел в реставрации. Несмотря на то, что это - первый в России музей литературного героя, здесь также можно узнать, как люди передвигались по стране до появления автомобилей, паровозов и самолетов. Корреспондент Online47 побывал в обновленной «Станции Выра» и теперь готов рассказать читателям, что же там изменилось.

Немного истории

Музей в деревне Выра, как нетрудно догадаться, был создан по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». Но не на пустом месте, а на территории почтовой станции XIX века.

В пушкинское время здесь проходил Белорусский - или Динабургский - почтовый тракт, соединявший Петербург с западными и южными губерниями России. Выра же была третьей станцией от столицы, где путники отдыхали и меняли лошадей. Говорят, сам русский писатель целых 13 раз проезжал Вырскую почтовую станцию, правда после смерти поэта просуществовала она совсем недолго.

В 1858 году начала отстраиваться Варшавская железная дорога, которая и стала основным коммуникационным «узлом», а эта станция, как и многие другие, оказалась не востребована. Территорию сначала отдали земской больнице, а потом в обоих корпусах разместили школу. В 1905 году бывшую станцию передали добровольной пожарной дружине, а в советское время в одном из его корпусов колхоз и вовсе хранил удобрения и даже яды.

Музей же распахнул свои двери полвека назад – в 1972 году. И сейчас можно с уверенностью сказать, что исторические здания почтовой станции, где бывал проездом Пушкин, возродились по народной воле.

Новое рождение

Ко дню открытия экспонаты собирали всем миром – жители сами приносили предметы домашнего обихода, утварь, книги, литографии. Впоследствии экспозиция постоянно пополнялась. Руководил процессом тогда – известный гатчинский архитектор Александр Семочкин. Он же присутствовал и на открытии музея после реставрации в эти декабрьские дни. Его участие в сегодняшнем событии — замечательная радость и для него, и для всех, кто любит родную историю, русскую литературу и предан своей малой родине — Ленинградской области.

А провести экскурсию по всеми любимому музею и рассказать об изменениях после четырехлетней реставрации приехал зампред правительства Ленинградской области – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой.

«Мы завершаем очень большой этап в жизни Ленинградской области, жизни Гатчинского района, жизни Музейного агентства и, разумеется, самого музея. Мы открываем его после реставрации, которая шла с 2018 года, — подчеркнул зампред правительства Ленинградской области – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой. — За это время мы отреставрировали почтовую станцию как памятник архитектуры и, что очень ценно и радостно для нас то, одновременно с этим к сегодняшнему дню смогли обновить, расширить нашу музейную экспозицию. Это все было бы невозможно без поддержки правительства Российской Федерации, бюджета Ленинградской области, бюджета МО «Гатчинский район» и самих музейных работников».

За четыре года реставрации были приведены в порядок каменные и деревянные постройки, отреставрированы 14 объектов культурного наследия, в том числе конюшня, ямщицкая и колодец, проложены инженерные сети, благоустроена территория.

Ее оборудовали стоянкой для туристических автобусов и автомобилей. Но самое главное – музейную экспозицию расширили и сделали интересной современному зрителю.

«Мы гордимся тем, что сегодня экспозиции имеют очень хорошее оснащение, они готовы для приема посетителей, начиная от самых маленьких – для них здесь приготовлены чемоданчики, чтобы они могли путешествовать по почтовой станции, - до взрослой аудитории. А особой нашей гордостью является аудиогид, который мы записали со слов Александра Семочкина – «путешествие по почтовой станции», - отметила директор ГБУК ЛО «Музейное агентство» Леся Колесникова.

Дом станционного смотрителя

Так, обновленную экспозицию дополнили мультимедийным оборудованием с видео и аудиоконтентом. При этом атмосфера почтово-дорожного быта ХIХ века здесь осталась, просто подача стала более современной.

К примеру, внутри «господской половины» станции, в Доме самого смотрителя на столе все также можно увидеть шнуровую книгу, а на ней подорожную Пушкина. У большой печи, как и раньше стоит чайная посуда 1820-х годов, а рядышком лежат нетронутые постели жильцов и дорожные вещи постояльцев.

Online47

В комнате Дуняши – недошитый сарафан ручной работы, забытая вышивка у окна на пяльцах и открытый комод с украшениями.

Online47

Только теперь посетители смогут ощутить присутствие героев «Станционного смотрителя», в том числе самого Самсона Вырина и его дочери, потому что их «оживили» с помощью звука, света и голосов актеров петербургского театра «На Литейном».

Кузница, шорная и каланча

Напротив дома смотрителя, как многие помнят из тогдашнего музея располагается экспозиция о земской почте второй половины XIX столетия. Только сейчас – в сопровождении мультимедийного оборудования. Здесь представлены всевозможные чернильные приборы, почтовые марки, конверты и штампы.

Как рассказала экскурсовод Ульяна Литвиненко, важно понимать, что почтовая станция не была почтовой конторой. Поэтому для пущего погружения в быт тех времен, здесь появились и такие локации, как шорная и кузница.

«Сюда не приходили отправлять или получать письма, это была промежуточная станция для почтовых карет. Люди приезжали на каретах вместе с посылками, здесь их перегружали, лошади отдыхали и они ехали дальше», - рассказала она.

Online47

Теперь любой здесь может почувствовать себя шорником или кузнецом. Прикоснуться к настоящей наковальне, увидеть всю необходимую на тот момент амуницию для лошадей.

К слову, мастерская (шорная) некогда была полицейским участком, и когда реставраторы сняли старую обшивку, они обнаружили на стенах «записки» временно заключенных. Были они не всегда приличные.

Авторы проекта не стремились сохранить облик одной конкретной эпохи. Именно поэтому с каменными постройками времен Пушкина соседствует пожарная каланча начала века. Ее здесь воссоздали с нуля.

Поднимаясь по винтовой лестнице на каланчу, опять же можно прослушать лекцию аудиогида. А наверху – на смотровой площадке насладиться просторами и потрясающими видами на двор станции и окрестности деревни. Здесь так и чувствуется дух истории!

В целом, посещение «Станции Выра» - ни на что не похожее событие. С одной стороны – это некий телепорт в прошлое, где можно ощутить атмосферу ушедших времен, на себе прочувствовать, как два века назад жили и путешествовали люди, изнутри узнать, что такое почтовая станция. А с другой... Удивительное это чувство: оказаться в выдуманном писателем месте. И воочию увидеть то, что когда-то жило лишь в воображении.

«Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие»...

Злата Денисова

Фото: Валентин Илюшин/Online47