Как защитить свои данные в интернете и избежать ловушек кибермошенников? Ответы на эти вопросы школьники Ленинградской области получили на интерактивном уроке по кибербезопасности, который дал старт проекту «Цифровое просвещение» в регионе. Эксперты рассказали о самых актуальных угрозах цифрового мира и простых способах сохранить безопасность, сделав важный шаг к формированию цифровой грамотности у подрастающего поколения. Подробнее — в материале Online47.
Основа цифровой грамотности
Региональный проект «Цифровое просвещение» стартовал в Ленинградской области, открывая серию образовательных мероприятий для школьников и их родителей. Организованный Т2 и комитетом цифрового развития региона, проект направлен на формирование культуры безопасного поведения в интернете. Его ключевые темы — кибербезопасность, цифровая этика и грамотность.
Заместитель председателя комитета Руслан Базиев подчеркнул, что современные подростки проводят большую часть времени в виртуальном мире, но зачастую не задумываются о рисках. Он сравнил их личные данные с «цифровым имуществом», требующим защиты:
«Виртуальную среду часто воспринимают как более безопасную по сравнению с реальной. Но в интернете нужно соблюдать те же правила, что и в жизни: быть бдительными, не доверять незнакомцам, избегать сомнительных ресурсов и не делиться личной информацией».
Директор макрорегиона «Северо-Запад» Т2 Сергей Тимошин, выступивший на мероприятии в качестве спикера, отметил важность повышения осведомленности школьников и обучения их цифровой грамотности.
«При поддержке правительства регионов мы проводим уроки по кибербезопасности в рамках проекта «Цифровое просвещение». Лекции уже состоялись в Петербурге, Новгородской и Псковской областях, в перспективе пройдут в других регионах. Т2 вносит свой вклад в формирование культуры безопасного и эффективного использования диджитал-ресурсов и устройств. Следование правилам поведения в Сети, соблюдение цифровой этики позволяет не только свести к минимуму угрозы, но и создать условия, при которых возможности цифровой среды будут эффективно использоваться детьми для развития и самореализации, общения и творчества», — подчеркнул он.
Как не стать жертвой мошенников
Первое мероприятие проекта прошло в формате интерактивного урока во Всеволожском агропромышленном техникуме. Ребятам рассказали о способах защиты от фишинга, вишинга и даже неожиданных угроз, таких как кибератаки через бытовые устройства.
Руслан Базиев объяснил суть работы мошенников, выделив главную цель — сделать их усилия по взлому невыгодными:
«Мошенничество для них — это работа. Их задача — отсеять 99 человек, которые не поведутся на схему, чтобы сосредоточиться на одном доверчивом. Наша задача — построить свою цифровую безопасность так, чтобы на нас не тратили время».
В свою очередь, Сергей Тимошин напомнил, что недооценка рисков может привести к утрате важных данных:
«Ваш роутер, если не защищен, может не только предоставлять мошенникам ваши данные, но и участвовать в атаках на крупнейшие компании».
На уроке обсуждались и вполне реальные кейсы. Например, по фотографии, размещенной в интернете, можно определить местоположение человека или любого объекта, даже военной базы, как было в случае с нидерландскими бойцами, опубликовавшими такой обличающий снимок.
Участники регионального урока также узнали, что даже такой элемент, как простой пароль, играет ключевую роль в защите данных. Скорость подбора шифра злоумышленниками зависит от сложности придуманного кода. Для этого важно использовать латиницу вместе с переменным регистром, цифрами и специальными символами. При этом рекомендуется избегать использования одного пароля для различных сайтов или целей.
Проект «Цифровое просвещение» помогает детям и взрослым осознать, что безопасность в интернете — это ежедневная забота, требующая внимания и дисциплины.
Елизавета Нуждина
Фото: Online47