Перегоревшие лампочки, чистота в подъезде, замена лифтов, капремонт – все эти вопросы волнуют жителя любого многоквартирного дома. Оперативно решить эти задачи со своей управляющей компанией получается не всегда, но инструменты, чтобы ускорить эти процессы в Ленобласти есть. О том, что чаще всего интересует ленинградцев в вопросах коммунальных услуг и какие планы у региона в сфере ЖКХ, рассказал председатель комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Денис Беляев.
Самые популярные вопросы ленинградцев
Количество обращений в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области растет каждый год, отметил Денис Белев. По его словам, связано это с тем, что появляются все новые каналы связи, через которые ленинградцы могут направить свои запросы.
«Если сравнивать с аналогичным периодом 2023 года, то в этом у нас на 30% обращений больше. Это связано не с тем, что что-то стало хуже работать, а с тем, что мы используем разные платформы для обратной связи: сайт комитета, ГИС ЖКХ, почтовые письма, личные приемы граждан, мониторинг соцсетей. В общей сложности к нам поступило почти 27 тысяч обращений. Больше всего волнует людей вопрос содержания общедомового имущества и текущего ремонта — эти вопросы занимают 36%. Стоит напомнить, что все, что находится внутри многоквартирного дома, а также его придомовая территория – это ответственность управляющей компании. Санитарное состояние, мусор, неработающие лампочки, выбитое окно – за все это они отвечают. Это входит в оплату, которую жильцы регулярно видят в своих платежках».
Также ленинградцы часто обращаются по вопросам оплаты услуг и их предоставления.
«Около 17-18% запросов – вопросы, связанные с оплатой ЖКУ и предоставлением услуг. Нередко люди хотят сделать перерасчет, если не согласны с суммами в платежках. К сожалению, приходится решать и вопросы, связанные с фальсификацией протоколов общего собрания собственников. На сегодня это 20% всех запросов. Бывают случаи, когда с собственниками никакие решения по дому не обсуждались и свое согласие они не давали, но в документах мы видим обратную ситуацию. В таком случае материалы передаются в правоохранительные органы и интересы граждан отстаиваются уже в суде».
На короткой ноге с УК
Но как заметил Денис Беляев, там, где сплоченно функционирует совет дома, порядка гораздо больше:
«Организацию контрольно-надзорной деятельности за управляющими организациями мы ведем регулярно. Когда мы активно привлекаем все имеющиеся механизмы, то видим, что штрафов становится больше, а привлекать к ответственности УК мы можем все чаще. Нередко к нам жильцы обращаются с просьбой, чтобы мы, наоборот, не штрафовали компанию, и чтобы у нее оставались средства на выполнение своих обязанностей, а не уходили на погашение долгов. Но ленинградцам стоит понимать, что штраф, выписываемый управляющей организации – это сложный процесс, который проходит через суд. Это не так, что мы нашли нарушения, требуем штраф, а потом легко компанию вычеркиваем из списка. Это большая трудная, серьезная работу. Но таких ситуаций удается избегать, если со стороны жителей есть сплоченность, инициативность, включенность в процессы, происходящие в доме. Тогда и жалоб на «управляйки» меньше, поскольку решить вопросы удается, не доводя их до суда.
Новые задачи для комитета
Что касается планов, то важной задачей для комитета в ближайшее время станут укрытия, размещенные в жилых домах. Как объяснил председатель комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, эта работа в регионе уже началась и будет продолжена.
«Вопрос безопасности жителей для властей региона на первом месте. В случае ЧС каждый житель должен знать, что ему делать и где он может укрыться. Сейчас вопрос состоит в том, чтобы привести подвальные помещения жилых домов, школ, досуговых центров в нужное состояние. Чтобы там было сухо, чисто, светло и в дальнейшем эти помещения могли быть приспособлены под защитные сооружения для гражданского населения. В этой части наш комитет будет всячески способствовать».
Вместе с тем, в комитете обращают внимание, что в будущем Ленинградская область может полностью уйти в цифровое пространство в решении вопросов ЖКХ. Ленинградцы все чаще пользуются государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и власти надеются, что к цифровому формату будет прибегать все больше людей.
«Это вопрос недалекого будущего, когда мы должны будем уйти от бумаги в цифровую плоскость, – отметил Денис Беляев. – В приложении ГИС ЖКХ, которое многие сегодня уже используют, будут храниться все документы, показания счетчиков квартир. Там любой житель сможет управлять тем домом, где является собственником. Всегда увидит предлагаемые инициативы и сам сможет предложить решения по улучшению работы своей УК. А инициативы по улучшению работы самого мы будем направлять уже в Минстрой на рассмотрение. То есть у людей есть реальная возможность влиять на то, как работает сегодня сфера ЖКХ. Кроме того, это избавит от необходимости иметь большое число приложений от разных ресурсоснабжающих организаций. А сами ленинградцы всегда могут быть уверены, люди в таком домовом чате – реальные жильцы, которые так же переживают за имущество вашего дома».
Он отметил, что это делает жителей более сплоченными и упрощает работу самого комитета, поскольку дает прямой канал связи с жителями, что позволяет оперативно решать их вопросы.
Фото: Валентин Илюшин/Online47