Самой важной частью воспитания человека Константин Дмитриевич Ушинский считал «образование характера», что обязательно учитывает в своей практике хороший учитель. Тот, который не просто предметник, а человек, умеющий «из мёртвой буквы извлекать живой смысл» и передавать ученикам привычку думать, понимать, чувствовать. И сегодня мы говорим об этом не случайно – ведь начался Год педагогов и наставников. Online47 выяснил, какими видят свои задачи педагоги в Год учителей и узнал о хранителях добрых традиций учительства Ленобласти.
Не сфера услуг
Прежде всего, о том, откуда взялась тема года. А из Указа Президента России Владимира Путина. Именно в этом, 2023 году как раз исполняется 200 лет одному из основателей российской педагогики – Ушинскому.
И ещё - что очень важно: в середине лета прошлого года президент подписал поправку об исключении понятия «образовательная услуга» из текста российского законодательства.
Вместо этого введена другая терминология: «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания».
То есть произошло то, что не раз обсуждалось в обществе: учителя не услугу оказывают, а выполняют государственное задание. Так что объявленный президентом учительский год, по идее, должен укрепить именно такое учительство в регионах нашей страны.
Духовный маяк Приоятья
Немало абсолютно согласных с основным посылом этого года – учить, понимать, воспитывать – замечательных учителей и в школах Ленинградской области: как молодых, так и с многолетним опытом.
В Подпорожском районе, например, люди горячо благодарят Светлану Ивановну Ершову – учительницу из маленького посёлка Курба.
А на странице «Свирские берега» в VK писатель и краевед Пётр Васильев сообщает, что в посёлке лесорубов Курба уже осталось меньше сотни жителей, но Светлана Ивановна продолжает своё бескорыстное, от чистого сердца, служение малой родине.
«Без неё, как учителя-краеведа, не было бы в посёлке самой главной его достопримечательности – того богатейшего наследия предков, которое она собирала с учениками в умирающих деревнях с любовью, верой и надеждой на возрождение традиций, – отмечает он. – Сначала хранила эти ценности (а в них остаётся тепло души прежних хозяев) в Курбинской школе, а потом отстояла их от вывоза, с неравнодушными земляками перенесла в бывшее здание поселковой администрации, где и красуется, как духовный маяк Приоятья, маленький, но при этом очень душевный музей...»
Бывшие ученики Светланы Ивановны подтверждают, кроме своего предмета она учила их истинным ценностям, была и остаётся примером настоящей интеллигентности, доброты и уважения к людям.
«Во время нашей встречи она показала маленький носочек, который с любовью связала для неё иглой из овечьей кости бабушка, когда Светлана Ивановна была совсем маленькой. Для кого-то это уникальное изделие, связанное забытым способом, а для неё – нити родовой любви, дающие душе тепло от давно ушедших в мир иной предков», – подпись к размещённой в соцсети фотографии.
И комментарии:
«У нас папа вязал такой иглой» (Людмила Тимофеева).
«Светлана Ивановна, спасибо, что храните память о предках. Деревни уходят и хорошо, что память о людях, которые жили в них сохраняется» (Евгения Левичева).
Обращаясь к старому, открывая новое…
По Конфуцию, учителем достоин быть только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое. К таким педагогам можно отнести педагога и эксперта региональных олимпиад по изобразительному искусству, учителя высшей категории, Почетного работника образования РФ – Тамару Константиновну Вахницкую. Только что, 11 января, она отметила 80-летний юбилей.
«Её знают и любят многие поколения односельчан, – рассказали на странице Агалатовского центра образования в VK её коллеги. – Родилась Тамара Константиновна на Камчатке и буквально со школьной скамьи поняла, что хочет стать учителем. Закончила педагогическое училище, затем педагогический институт имени Герцена. На протяжении нескольких лет работала в школе в деревне Вартемяги, а потом, в 1994 году, перешла в новую школу в деревне Агалатово, где продолжает работать и по сей день. Трудно поверить, но педагогический стаж Тамары Константиновны – больше 55 лет! И, конечно же, такой многолетний труд подтверждает правильность выбора профессии».
Выбор судьбы
Не только хороший учитель, но и добрый друг для детей – Ольга Апреликова. К тому же она и талантливый писатель – со своим рассказом «Иди домой» (источником вдохновения для его создания послужил Лодейнопольский край), в прошлом году победила в международном конкурсе «ЭтноПеро»-2022.
Она много лет преподаёт русский язык и литературу, историю и культуру родного края, изобразительного искусства. При этом уверена, что учителю надлежит передавать ученикам не только знания, но и привычку «осознанного, вдумчивого взаимодействия с миром», убеждённость в том, что «читать – значит жить!», и нынешний Год педагога и наставника в этом смысле – не исключение.
«Мы вдохновляем друг друга: я – детей, а они – меня. В этом – главный смысл учительства и воспитания, – объясняет Ольга Апреликова. – А что касается чтения, то мы же видим, что происходит сейчас. «Ах, дети не читают!» Неплохо бы и взрослым на себя непредвзято посмотреть. Регресс языкового сознания, инфантилизм, нарциссизм, отказ от этики, одичание, короткие фразы и еще более короткие мысли. Чтение – это выбор другой судьбы, вот и все».
В её книжке, как в жизни, дети с разными судьбами и характерами. Учатся, выясняют отношения, любят. Словом, живут. И с ними надо уметь общаться – только тогда они смогут усваивать уроки, преподанные взрослыми. Кстати, не только учителями. Да и взрослым, считает Ольга Сергеевна, у детей есть чему поучиться.
«Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-своему, часто делая центром своего мира вещи ничтожные. Давайте же заниматься тем, что по-настоящему сейчас важно: дети, будущее, Россия. Русский язык. Давайте учить детей русскому слову, п – предлагает она. – Ведь, по словам Выготского, «Свобода владения словом увеличивает степень свободы личности».
Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «учитель живёт до тех пор, пока учится, а как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». И нашим детям нужны только такие педагоги, которые «грызут гранит» наук вместе с ними.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47