В ответ на атаку западными ракетами по Курской и Брянской областям был нанесен удар по объектам ВПК Украины новейшей баллистической ракетой «Орешник». Об этом в ходе специального обращения вечером 21 ноября заявил президент России Владимир Путин. Как подчеркнул глава государства, речь идет об испытании новейшего оружия, защититься от которого не может ни одна из стран НАТО. При этом США были уведомлены о запуске ракет за 30 минут до пуска. Подробнее о том, какие выводы следует сделать западным государствам Online47 обсудил с военными экспертами.
Рассуждая об угрозе ядерного апокалипсиса, нужно исходить из того, что люди все-таки существа разумные, считает политолог Евгений Крутиков. Но текущее положение дел, добавил он, говорит о том, что остался только один порог применимости вооружений в ходе СВО, а именно отсутствие ядерного боезаряда, что и было продемонстрировано.
«Насколько понимаю, в этом случае даже взрывчатки особо не было, учебные болванки, поэтому всем хочется увидеть результат, что стало с заводом. Ведь чисто с точки зрения физики это такая мощь, 2,5 млн килоджоулей такая болванка несет. То есть это оружие вполне можно использовать против бункеров подземных или каких-либо других подобного рода убежищ, — отметил Евгений Крутиков. — Но задействовали его лишь, поскольку американцы и англичане первыми сделали этот шаг, применив высокоточное оружие, а это принципиальная позиция».
В то же время, уточнил спикер, западные «партнеры» Киева также имеют определенный предел, к которому сегодня относятся ракеты «Томагавк». До них пока дело не дошло, хоть Зеленский активно выпрашивает их последние несколько недель.
«Применение «Томагавков» будет означать уже физически Третью мировую войну. Поскольку очевидно, что ни один украинец в мире не способен запустить такую ракету самостоятельно, — объяснил Евгений Крутиков. — Порог применения — это понятие политической воли. И тут еще один нюанс, Россия длительное время не отвечала эскалацию боевых действий, включая вторжение в Курскую область, применения все новых и новых видов вооружений и за пределами театра военных действий».
Между тем театр военных действий — это вполне себе юридическое понятие, считает эксперт. Есть зона проведения СВО, есть и театр военных действий. Речь о территории, которой ограничивается применение силы. Например, если дронами город в глубине России атаковать, то это уже некий выход за пределы конфликта.
«Пределы эскалации могут быть ограничены только понятием порога применения. На данный момент продемонстрировано, что порог применения это только ядерное оружие, а все остальные виды вооружений могут применяться вне зависимости от того, на каких физических принципах они основаны, — подчеркнул Евгений Крутиков. — Кроме того, физический принцип не важен в данном случае и не применялись эти вооружения во многом еще и потому, что считалось в глазах мирового сообщества, что украинская сторона заведомо слабее, чем Россия. И вот нельзя маленьких обижать. Но дело в том, что можно, если маленький наглый и злобный. Просто он чисто по росту не вышел».
В свою очередь военный эксперт Игорь Коротченко указал на то, что применение баллистических ракет средней дальности — это часть собственной программы испытаний и уничтожения наиболее опасных целей, над которой западным государствам определенно стоит поразмышлять.
«Мы не сигнал отправили по объекту ракетной промышленности Украины. Если до западных партнеров Киева не дойдет некое понимание, дойдет, значит, тактический ядерный удар. Мы в данном случае не ориентируемся на то, как будет реагировать Запад, поскольку реализуем собственную программу испытаний и уничтожения наиболее опасных целей в ответ на удары по нам, — подчеркнул Игорь Коротченко. — Западные политики пусть размышляют относительно того, при каких обстоятельствах это может произойти… Новые российские ракетные комплексы, в том числе «Орешник» позволят уничтожить любую военную цель в Европе».
Что же касается предупреждения о запуске ракет, то это было сделано в соответствии с действующими положениями договора между Россией и США, в рамках которого стороны уведомляют друг друга о предстоящих запусках баллистических ракет в автоматическом режиме, чтобы не спровоцировать глобальный ракетный кризис.
Фото: Валентин Илюшин/Online47