Каждый год 8 февраля (по старому стилю – 28 января) отмечается День российской науки. Хотя утверждён он был Указом уже в «новой» России – 1999 год, приурочен к делам «давно минувших дней». Дата связана с Указом правительствующего Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Это можно считать днём рождения Российской академии наук (РАН).
Открытия, как новое дыхание
Удивительным образом в истории науки переплетается прошлое с настоящим и будущим. И вот ярчайший пример – преемственность научных поколений во Всероссийском институте генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (ВИР).
Опытные станции института работают в разных регионах нашей страны, в том числе, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Понимаю значимость российской науки. В частности, нашего института и знаменитой вавиловской коллекции для страны и мира, – утверждает молодой учёный Екатерина Крылова. – Говорю об этом своим детям и всем увлечённым биологией ребятам. А до тех, кто к нам в институт приходит, стараюсь донести мысль о том, что неважно кто ты: молекулярный генетик, цитолог или какой-то другой специалист. Объект, с которым работаешь, надо увидеть и понять в метафизическом смысле этих слов. Причём остаются актуальными классические методы изучения, несмотря на применение современных технологий. Наука – это в любые времена – поиск. Исследовать и открывать – это как новое дыхание, помогающее двигаться дальше».
Молодые учёные ВИРа, в том числе, и Екатерина Крылова, участвуют в разных образовательных программах. Читают лекции, например, в лагере «Зеркальный», которых находится на территории Выборгского района Ленобласти.
«Вы бы видели, как ребята слушали на первой же лекции рассказы об истории института, вавиловской коллекции, трагических страницах блокады и героизме сотрудников, которые в жесточайший голод до последнего оберегали бесценный семенной фонд – умирали, но ни одного зерна не тронули! Дети сидели, затаив дыхание, а в глазах – море эмоций», – рассказывает Екатерина.
«Точки роста» и кванториум
К слову, в Ленобласти о будущем науки серьёзно думают. Ещё в конце прошлого года было заявлено о том, что в планах на 2023 год – открытие 22 образовательных центров «Точка роста» и создание кванториума на базе Муринской школы №3. И продолжают действовать такие детские научные центры в других районах региона.
«Без знаний по физике невозможно запустить ракету, без математики и информатики – запустить алгоритм, – напоминают школьникам педагоги-методисты на странице кванториума Кировска в VK. – Поэтому организуем уроки Национальной технологической олимпиады (НТО), цель которых – развитие научного и практического интереса к сфере информационно-коммуникационных технологий среди школьников и студентов».
Приятно вспомнить и о том, что в ноябре 2022 года ученики детского технопарка «Кванториум» в Кировске завоевали первое место на Международном конкурсе детских инженерных команд TechnoCom.
Команда кировских кванторианцев «Enjoyers» таким образом стала уже двукратным победителем международного конкурса детских инженерных команд.
Ребята создали безопасную роботизированную автономную транспортную платформу с дистанционным управлением. Она умеет отлично бороться с гололедом и снежными заносами в городских условиях.
Так что сегодняшний День российской науки – только повод вспомнить о лучших отечественных традициях и заглянуть в завтрашний день для их продолжателей.
Послание в будущее
Вот уж действительно, наука, по большому счёту, – послание в будущее. Об этом думали люди во все времена – даже в самые для страны и мира тяжёлые.
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса», – утверждал Альберт Эйнштейн.
Эти его слова вспоминал в своих блокадных дневниках музыкант, пианист, оперный дирижер, профессор Консерватории Михаил Бихтер.
Сидя в своей небольшой комнате, он самой тяжёлой зимой 1942 года негнущимися от холода пальцами в своей рукописи под названием «Телега жизни» переносил на бумагу свои мысли о науке и искусстве, как о том вечном, которое необходимо для передачи в будущее. И продолжал, насколько это было возможно, заниматься с учениками.
Вот всего одна запись:
«29/0I 1942. Наука говорит о том, что есть, а искусство о том, что может быть. Истины науки добываются поисками в природе; истины искусства — поисками в себе. Ни наука, ни искусство по природе не допускают лжи… Истина вносит порядок, организацию во все существо человека и потому человек ценит истину. Ценит настолько, что в отдельных случаях жертвует во имя нее жизнью… Когда говорим о науке, вспоминаем прошлое и говорим о будущем…»
Его дом находился в Усачевом переулке, недалеко от Консерватории, в квартире на верхнем этаже с овальным, как иллюминатор, окном – город на виду...
«Совсем рядом – смерть. Но даже в такое время не оставляют мысли о силе науки и искусства, отгоняющей смерть, заставляющей думать о том, что у нас и Ленинграда есть будущее…»
Леонардо да Винчи считал, что «наука – капитан, а практика – солдаты». Оноре де Бальзак утверждал, что «ключом ко всякой науке – вопросительный знак». А Лев Толстой, что «дело науки – служить людям». И первое, и второе, и третье верно.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47