День российской науки: помним о прошлом и смотрим в будущее

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 рассказывает о людях, которые ценили, ценят и во все времена будут ценить научное мышление

Каждый год 8 февраля (по старому стилю – 28 января) отмечается День российской науки. Хотя утверждён он был Указом уже в «новой» России – 1999 год, приурочен к делам «давно минувших дней». Дата связана с Указом правительствующего Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Это можно считать днём рождения Российской академии наук (РАН).

Открытия, как новое дыхание

Удивительным образом в истории науки переплетается прошлое с настоящим и будущим. И вот ярчайший пример – преемственность научных поколений во Всероссийском институте генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (ВИР).

Опытные станции института работают в разных регионах нашей страны, в том числе, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Понимаю значимость российской науки. В частности, нашего института и знаменитой вавиловской коллекции для страны и мира, – утверждает молодой учёный Екатерина Крылова. – Говорю об этом своим детям и всем увлечённым биологией ребятам. А до тех, кто к нам в институт приходит, стараюсь донести мысль о том, что неважно кто ты: молекулярный генетик, цитолог или какой-то другой специалист. Объект, с которым работаешь, надо увидеть и понять в метафизическом смысле этих слов. Причём остаются актуальными классические методы изучения, несмотря на применение современных технологий. Наука – это в любые времена – поиск. Исследовать и открывать – это как новое дыхание, помогающее двигаться дальше».

Молодые учёные ВИРа, в том числе, и Екатерина Крылова, участвуют в разных образовательных программах. Читают лекции, например, в лагере «Зеркальный», которых находится на территории Выборгского района Ленобласти.

«Вы бы видели, как ребята слушали на первой же лекции рассказы об истории института, вавиловской коллекции, трагических страницах блокады и героизме сотрудников, которые в жесточайший голод до последнего оберегали бесценный семенной фонд – умирали, но ни одного зерна не тронули! Дети сидели, затаив дыхание, а в глазах – море эмоций», – рассказывает Екатерина.
vk.com/virvavilov/ сотрудники биохимической лаборатории ВИРа в 1943 г.

vk.com/virvavilov/ сотрудники биохимической лаборатории ВИРа в 1943 г.

«Точки роста» и кванториум

К слову, в Ленобласти о будущем науки серьёзно думают. Ещё в конце прошлого года было заявлено о том, что в планах на 2023 год – открытие 22 образовательных центров «Точка роста» и создание кванториума на базе Муринской школы №3. И продолжают действовать такие детские научные центры в других районах региона.

«Без знаний по физике невозможно запустить ракету, без математики и информатики – запустить алгоритм, – напоминают школьникам педагоги-методисты на странице кванториума Кировска в VK. – Поэтому организуем уроки Национальной технологической олимпиады (НТО), цель которых – развитие научного и практического интереса к сфере информационно-коммуникационных технологий среди школьников и студентов».

Приятно вспомнить и о том, что в ноябре 2022 года ученики детского технопарка «Кванториум» в Кировске завоевали первое место на Международном конкурсе детских инженерных команд TechnoCom.

Фото: Telegram.org/Комитет образования Ленобласти

Фото: Telegram.org/Комитет образования Ленобласти

Команда кировских кванторианцев «Enjoyers» таким образом стала уже двукратным победителем международного конкурса детских инженерных команд.

Ребята создали безопасную роботизированную автономную транспортную платформу с дистанционным управлением. Она умеет отлично бороться с гололедом и снежными заносами в городских условиях.

Фото: Telegram.org/Комитет образования Ленобласти

Фото: Telegram.org/Комитет образования Ленобласти

Так что сегодняшний День российской науки – только повод вспомнить о лучших отечественных традициях и заглянуть в завтрашний день для их продолжателей.

Не пропустите

Послание в будущее

Вот уж действительно, наука, по большому счёту, – послание в будущее. Об этом думали люди во все времена – даже в самые для страны и мира тяжёлые.

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса», – утверждал Альберт Эйнштейн.

Эти его слова вспоминал в своих блокадных дневниках музыкант, пианист, оперный дирижер, профессор Консерватории Михаил Бихтер.

Сидя в своей небольшой комнате, он самой тяжёлой зимой 1942 года негнущимися от холода пальцами в своей рукописи под названием «Телега жизни» переносил на бумагу свои мысли о науке и искусстве, как о том вечном, которое необходимо для передачи в будущее. И продолжал, насколько это было возможно, заниматься с учениками.

Фото: из личного архива Михаила Бихтера

Фото: из личного архива Михаила Бихтера

Вот всего одна запись:

«29/0I 1942. Наука говорит о том, что есть, а искусство о том, что может быть. Истины науки добываются поисками в природе; истины искусства — поисками в себе. Ни наука, ни искусство по природе не допускают лжи… Истина вносит порядок, организацию во все существо человека и потому человек ценит истину. Ценит настолько, что в отдельных случаях жертвует во имя нее жизнью… Когда говорим о науке, вспоминаем прошлое и говорим о будущем…»

Его дом находился в Усачевом переулке, недалеко от Консерватории, в квартире на верхнем этаже с овальным, как иллюминатор, окном – город на виду...

«Совсем рядом – смерть. Но даже в такое время не оставляют мысли о силе науки и искусства, отгоняющей смерть, заставляющей думать о том, что у нас и Ленинграда есть будущее…»

Леонардо да Винчи считал, что «наука – капитан, а практика – солдаты». Оноре де Бальзак утверждал, что «ключом ко всякой науке – вопросительный знак». А Лев Толстой, что «дело науки – служить людям». И первое, и второе, и третье верно.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47