Подготовка к ЕГЭ и выбор меню в школьной столовой: дети, родители и педагоги Ленобласти настроились на общую волну

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Онлайн-диалог руководителей и специалистов системы образования региона с родителями помог ответить на многочисленные вопросы

Тесный контакт детей, родителей и педагогов, их настрой на общую волну помогают развивать способности детей, укреплять их тягу к знаниям, улучшать условия обучения. На это обратили внимание участники открытого родительского собрания, проходившего в онлан-формате по инициативе комитета общего и профессионального образования Ленобласти – адресованного всем, кого волнуют вопросы, связанные с качеством образовательного процесса, питания в учебных заведениях и организация ЕГЭ-2023.

Плюсы онлайн-диалога

Открывая онлайн-собрание, председатель комитета общего и профессионального образования Ленобласти Вероника Реброва отметила, что такой формат способствует конструктивному обсуждению целого ряда острых вопросов.


«Онлайн-диалог, а к нему 9 февраля подключились более тысячи интернет-пользователей, позволяет слушать и слышать нас очень многим. В частности, родителям, которым не безразлична тема образования, – отмечает она. – Мы благодарны всем, кто помогает нам «держать руку на пульсе», уменьшать количество «болевых точек». Нам очень важна обратная связь – система взаимодействия между педагогами, учениками, родителями и родительскими советами».

Специалисты системы образования региона считают, что ежегодный мониторинг самочувствия образовательной среды в Ленобласти даёт объективную картину происходящего.

В ходе исследования, подготовленного специалистами Институт стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) по итогам 2022 года выяснилось, что качеством образования в Ленобласти удовлетворены 72,1% родителей, а недовольных год от года становится меньше.

«Исследование показало, что увеличивается число родителей, удовлетворенных качеством образования и, соответственно, сокращается процент тех, кого оно не устраивает, – отмечает специалист комитета Людмила Михалюк (сектор управления качеством образования). – В целом уровень достаточно высокий: в школах – это 72,1%».

Каждый район региона, по её словам, обладает своей спецификой.

«Но, в любом случае, на основании ежегодного мониторинга мы можем судить о проблемах и уделять повышенное внимание тем учреждениям, где они наблюдаются», – утверждает Людмила Михалюк.

Кроме того, она сообщила, что каждый третий потенциальный выпускник ещё сомневается, какую профессию выбрать, и на вопрос о том, где хотят продолжить обучение, 50% респондентов ответили, что собираются получить высшее образование, 20% нацелены на среднее профессиональное, а 13% – ещё не определились.

«Естественно, всё зависит от того, сумеют ли они поступить в вуз, – пояснила Людмила Михалюк. – И есть у нас 5% обучающихся, которые на выходе из школы пока не имеют представления о дальнейшей профессиональной траектории. В целом качество обучения в школах удовлетворяет более 70% респондентов. Это говорит о том, что предложенная ребятам профориентация в образовательных организациях Ленинградской области соответствует запросам детей и позволяет большему их числу к окончанию школы определиться с будущей профессиональной карьерой».

Тем не менее, специалисты отмечают, что программы по профориентации нуждаются в обновлении, и «рулевые» системы образования в регионе надеются на помощь родителей, которых волнует будущее детей. Ведь чем раньше ребёнок делает выбор, тем проще его готовить к поступлению в профильный вуз.

Выбор меню

Отражён в мониторинге и такой важный показатель, как организация питания в детских учреждениях. В этом вопросе, как признаёт руководство комитета, случаются проблемы, и ведомство оперативно на каждую жалобу реагирует.

«Бывает, что утреннее сообщение в соцсети превращается в реальное действие – становится причиной экстренного выезда специалистов. Причём он едет не только, чтобы понять и проконтролировать ситуацию, но и готов оказать консультационную помощь», – говорит об алгоритме работы Вероника Реброва.

При этом в регионе действует программа «Совершенствование системы организации питания в образовательных организациях Ленобласти». И с сентября стартовал пилотный проект «Школьное кафе», ориентированный на выбор меню. В него включились 10 школ четырёх районов.

«Мы решили разработать модель питания, которая точно удовлетворит родителей, – объясняет глава главного образовательного ведомства региона. – Изучили ожидания, обратили внимание на накопленный уже опыт, и сегодня движемся по пути выхода на меню выбора. Надо, чтобы было не одно, а несколько вариантов меню. Многие регионы сегодня на это выходят».

С января две школы – Толмачёвская школа, Киришский лицей уже используют такую модель питания, и первые результаты говорят о том, что всё получается. Причём действует и родительский контроль.

Подготовка к ЕГЭ

Естественно, родителей волнуют и подробности итоговой аттестации – ЕГЭ-2023.

«В Ленинградской области с прошлого года проходит акция «Сдаём ЕГЭ вместе». А на сегодняшний день решением Минпросвещения и Рособрназора ещё в ноябре утверждено единое расписание сдачи ОГЭ и ЕГЭ, – отмечает начальник сектора государственной итоговой аттестации Елена Шарая. – Основные даты экзаменов одиннадцатых классов с 26 мая по 9 июня, девятых классов – с 24 мая по 19 июня. Резервные сроки завершатся 1 июля. В этом году экзамены пройдут согласно действующему порядку проведения, без особенностей».

Она напомнила, что выпускники 11-х классов для получения аттестации сдают русский язык и математику, а поступающие в вузы – предметы по выбору. Девятиклассники сдают два обязательных предмета – тоже русский, математику и два предмета по выбору.

А выпускникам с ограниченными возможностями здоровья – детям с инвалидностью предоставляется выбор государственного выпускного экзамена.

Не пропустите
«Первого февраля уже завершён приём заявлений на сдачу ЕГЭ. Для девятиклассников форма заявления направлена в школы, и приём продлится до первого марта, – уточняет Елена Шарая. – наши рекомендации по выбору предметов девятиклассниками: ориентируйтесь на профильное обучение в 10-11 классах. Допуск наши выпускники получают в мае, педсовет смотрит на конечные условия зачётов по итоговым сочинениям и собеседования, полное освоение образовательных программ и годовые отметки – не менее удовлетворительных – по всем предметам».

По её словам, 99,4% одиннадцатиклассников уже получили зачёты по итоговому сочинению-изложению, а 9 февраля прошли итоговые собеседования по русскому языку для девятиклассников. Не позже, чем в понедельник, 13 февраля, должны быть известны результаты.

«Обычно 99% девятиклассников получают зачеты в первую дату собеседования, и на этот раз мы ожидаем такой результат, – подчеркивает Елена Шарая. – Для тех, кто получает незачёт по уважительным причинам, назначаются дополнительные сроки. Сочинение – 3 мая, а итоговое собеседование – в период с 15 марта по 15 мая. Хочу отметить, что у нас ежегодно проводится репетиционные экзамены по русскому языку и математике. Таким образом проверяется текущий уровень знаний по этим предметам. По результатам учителя корректируют подготовку, а дети знакомятся с процедурой экзаменов и контрольно-измерительными материалами, отрабатывают правила заполнения бланков. Для девятиклассников цикл репетиционных экзаменов уже завершён».

Для того, чтобы родители могли увидеть процедуру экзаменов, в субъектах РФ проходит ежегодная акция «Сдаём ЕГЭ вместе». Готовятся к ней и во всех муниципальных районах Ленобласти. А основные её мероприятия намечены на конец февраля – начало марта.

Добавьте уроки литературы!

Во время онлайн-общения прозвучало пожелание увеличить количество уроков литературы в одиннадцатом классе. Родители считают, что их недостаточно.

«Родители переживают, что мало часов отводится литературе. А это зависит от того, куда будет поступать ребёнок», – отвечает на это председатель комитета общего и профессионального образования Ленобласти Вероника Реброва.

По её словам, объём изучаемого материала определяется в соответствии с утверждённым на федеральном уровне профилем.

«Если ребёнок собирается поступать в гуманитарный вуз, ему необходимо углубленное изучение того или иного предмета, и это как раз предусмотрено определённым профилем – государственным стандартом», – разъясняет она.

Отметим, что «профиль» – это более глубокое изучение определённых предметов, на которые выделяется больше часов. В то же время количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до необходимого для освоения программы минимума.


Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) предусмотрено, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, физкультура и ОБЖ.

Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса, в конечном итоге, решает конкретная школа. А родители находят способы дополнительного решения проблемы – им приходится нанимать репетиторов или самим, если хватает знаний, с детьми заниматься. И всё больше открывается профильных классов – литературных, инженерных и так далее.

«Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны», – полагал Чернышевский. Видимо, к этому надо прислушаться и стремиться помочь детям осознать, что без знаний – никуда.

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47