Предложение сократить школьные каникулы давно обсуждается – можно сказать, что идея уже практически «с бородой». Но сейчас тема зазвучала с новой силой. Посыл практически «ленинский» – «учиться, учиться и ещё раз учиться». То есть, главное – плотнее занять детей в те периоды, когда, согласно статистике, повышается детская смертность.
И всё это – на фоне родительских возмущений по поводу загруженности детей, их же горьких вздохов из-за «расцвета репетиторства» и напряжённого учительского графика, зачастую не позволяющего спокойно «дожить до понедельника». Online47 собрал мнения простых людей и федеральных экспертов. А в целом попробовал оценить проблему с точки зрения здравого смысла.
Что предлагается
А предлагается урезать летние каникулы до полутора месяцев – то есть, на половину. Кто именно высказался за это? Специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС).
К тому же неоднократно по поводу возможного сокращения каникулярных дней высказывался министр просвещения Сергей Кравцов. В этом ведомстве уже прошло ни одно совещание, посвящённое этой теме.
И всё потому, что специалисты РАНХиГС «подсчитали и прослезились». Оказывается, в летнее время страшный демографический показатель «детская смертность» возрастает аж на 20%. Среди подростков и того больше – на 30%.
Специалисты задались вопросом, почему смертность детей и подростков в нашей стране оказалась «выше в климатически более благополучное время». И пришли к такому выводу:
«В отличие от пожилых, дети чаще умирают от ряда внешних причин, для которых пиковые значения смертности приходятся на теплое время года: от самоубийств – на май, реже – июнь или июль, транспортных травм – на август–сентябрь, от повреждений с неопределенными намерениями – на июнь–сентябрь… Выраженная сезонность смертности в младших возрастных группах наряду с прочим может быть следствием длинных школьных каникул, во время которых многие дети оказываются вне семейного и школьного надзора». (Из исследования РАНХиГС).
Что и говорить, показатели детской смертности действительно тревожные. Другое дело, что решать задачу по её снижению можно по-разному.
Что думают люди
«Разрываются» от комментариев социальные сети. Вот хотя бы пара-тройка примеров:
«В Советском Союзе летние каникулы были три месяца, при этом образование было лучшим в мире! Дело вовсе не в длительности каникул, а в качестве обучения» (Марина Сельдушова).
«Летние каникулы продолжались три месяца, образование лучше, на все хватало времени, старались справляться без репетиторов» (Людмила Михеева).
«Детям необходимо лето: нагуляться, накупаться, наобщаться, одним словом – восстановиться после учебного года, и с новыми силами и впечатлениями – в новый учебный год!» (Галина Ефимова).
Было дело, и петербуржцы обращались к инициаторам сокращения летних каникул в петербургский парламент. И суммировали аргументы:
– большая нагрузка в школе и по домашним заданиям – особенно в старших классах (итог у самых усердных – хроническое недосыпание);
– климат – летняя жара, «мозги парятся»;
– у детей не практически не остаётся времени для любимых занятий;
– лагеря отдыха в пригородах будут простаивать – «прогорать»;
– даже взрослые депутаты отдыхают, по крайней мере, два летних месяца.
Резко высказываются против многочисленные родители.
«Мне кажется, что прибавится работы у детских психиатров, – с другой стороны подходит к проблеме мама троих детей школьного возраста Анна Данилина, – И без того жалко смотреть на маленьких «мучеников науки», которые после семи-восьми уроков в школе, а ещё и внешкольных занятий, к вечеру приходят к необходимости снова садиться за учебники. А ко всему этому ведь прибавится летняя учёба».
Она вспомнила и ещё про одну «ложечку дёгтя»:
«В классах ведь нет кондиционеров, а что, если чересчур жаркое лето?!»
Учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Санина предположила, что в случае сокращения летних каникул, по идее, должен сократиться и довольно-таки продолжительный отпуск учителей.
«Если раньше свободные от учёбы дни школьных каникул уходили преимущественно на методическую работу, то перемены повлекут за собой необходимость тратить их на учебный процесс – тогда придётся пересматривать и учительский график. К слову, коснутся перемены и прочего школьного персонала: работников школьных столовых, например, и прочих очень нужных в учебном заведении сотрудников», – высказала она опасение за всё учительское сообщество.
В том, что детская смертность вообще не зависит от времени года, – уверен дедушка семиклассницы Иван Гордеев.
«Куда разумнее снизить плату за лагеря отдыха, – считает он. – Оглянуться назад и вспомнить систему, при которой «львиную долю» за путёвку на предприятиях гасили профсоюзы, и ребёнок мог хоть всё лето находиться под присмотром вожатых и воспитателей. А сейчас – что? Максимум на одну смену у среднестатистической семьи хватает».
А иные эксперты высказывают предположение, что полезно было бы продлить весенние и осенние каникулы за счёт летних, и к тому же снизить ежедневную учебную нагрузку. Они-то – за нововведение, но таковых – меньшинство.
С экспертной «колокольни»
Против урезания летних каникул выступила и глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы Нина Останина. С её точки зрения, придумали трёхмесячные летние каникулы отнюдь не глупые люди.
«Главное, не оставлять детей без присмотра, потому что главный враг ребёнка – безделье».
По мнению доктора медицинских наук, руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузели Улумбековой, здоровье детей зависит от многочисленных факторов.
«Это вопрос не сокращения каникул, а обеспечения безопасности детей, организации их отдыха, – убеждена она, о чём и сообщила в эксклюзивном комментарии Online47. – В советское время такого подъема смертности не было, потому что были детские лагеря, организованный досуг, а сейчас этого нет. Мой опыт в охране здоровья граждан показывает, что все, что было в советское время – школьная и ведомственная медицина, организованный отдых детей, бесплатные кружки, спортшколы, Дома пионеров и многое другое надо сохранить или восстановить».
По её мнению, прежде существовала и развивалась такая серьезная наука, как гигиена детей и подростков.
«Как мы могли могли допустить, что за последние 30 лет заболеваемость подростков выросла почти в 2,5 раза?! Есть нормативы: сколько детям надлежит отдыхать, сколько перед компьютером сидеть, сколько должны продолжаться каникулы. Этими вопросами надлежит вплотную заниматься Роспотребнадзору. Сегодня дети в школах и так перегружены, и если их лишить дополнительного месяца отдыха, то заболеваемость вырастет еще больше. Такие вопросы надо обсуждать с Роспотребназдзором, который отвечает за безопасность детей, и врачами педиатрами».
На сегодня
Продолжительность каникул российских школьников в этом учебном году такова:
– осенние – 10 дней;
– зимние – 12 дней;
– весенние – 10 дней.
К тому же недельные дополнительные каникулы для первоклассников – в феврале.
График летних каникул, судя по всему, пока официально не утверждён.
Если сравнивать с другими странами, то окажется, что в прочих странах мира свободные от учёбы дни короче: всего шестинедельные каникулы – в Германии, восемь недель – во Франции и десять с половиной недель – в Америке, от девяти до одиннадцати недель – в Финляндии, Швеции, Венгрии, Италии, Португалии. К слову, во многих странах Европы отдых детей во многом зависит от национальных праздников. Впрочем, в России – тоже.
Говорят, что хорошее без «плохого» не бывает: вот и школьнику на каникулы дают задание. Но это - задание, но как насчёт самих свободных дней и того, что «убегающее лето» всё равно, что «уходящий друг»?
А что думаете вы по этому поводу?
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47