Строительство Ладожского канала (позже Петровского или Староладожского началось ровно 304 года назад при Петре I – 4 апреля 1719 года. Российский император часто инспектировал ход работ. Этот надежный 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий Неву и Волхов, в своё время считался крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. Историческую ценность канала и сегодня никто не оспаривает – больше того, как выяснил Online47, Староладожский ждёт серьёзное обновление.
Что будет сделано
На 2023 год намечены работы по благоустройству канала в районе Шлиссельбурга, начиная от Благовещенского собора. По инициативе региональной власти запланирован ремонт шлюзов и очистка стен и каменных блоков от мхов и загрязнений. Запланирован ремонт металлических и гидротехнических элементов шлюзов.
«Прежде всего, стоит вспомнить, что в основе строительства лежало стремление Петра Великого выйти на Балтику, чтобы торговать с Европой, – отмечает доктор исторических наук, профессор Алексей Строков. – Мешали сильные ладожские шторма, но император российский был непреклонен. Скорее, списывал гибель судов на ненадлежащее их строительство. В Указе от 18 ноября 1718 года писал: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…» Но при этом всё же выход нашёл – решил, что поможет обходной канал от Новой Ладоги до Шлиссельбурга».
Когда позже появился канал Новоладожский, Петровский отошёл на второй план, но не утратил своей исторической ценности. И теперь не только власти, но и жители Ленобласти заботятся о том, чтобы со временем окончательно не обмелел – не пропал.
Ранее Online47 сообщал, что про Петровский канал не забывают – в прошлом году, например, активисты добровольческого движение «Время с толком» основательно занялись уборкой его берегов в Новой Ладоге. А покончив с уборкой, высадили там 300 саженцев лиственниц.
Эту работу они намерены продолжить и в этом году, потому что по выходным или в любое свободное время привыкли собираться вместе целыми семьями, очищать от мусора ладожские каналы, лесные массивы и сажать деревья. По словам организатора движения, строителя из Новой Ладоги Дмитрия Бандурина, такие субботники проходят регулярно и действительно – с толком.
Вспомним ещё, что шесть лет назад при очистке канала речь шла только о частичной очистке, исследовании дна и реконструкции перемычек шлюза. Тогда при работе разборке шлюзовых перемычек был обнаружен остов старинной деревянной лодки, а со дна подняты цепи, ядро и топор. Эти артефакты сегодня можно увидеть в шлиссельбургском музее. Да и сейчас есть реальные шансы делать новые археологические открытия…
Около двух месяцев назад, 10 февраля, в Доме правительства Ленобласти состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам реновации и сохранения поселений и городов с исторической застройкой – Новой Ладоги, Шлиссельбурга, Выборга, Ивангорода и других.
Во время обсуждения заместитель председателя областного правительства – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой сообщил о планах ремонта в этом году первого староладожского шлюза и набережной в Шлиссельбурге.
Он же в середине марта на своей странице в VK уточнил, что по шлюзам ещё должна быть подписана необходимая документация.
«По поручению Губернатора Ленинградской области комитет по сохранению культурного наследия приступает к работам в Шлиссельбурге. Первый объект – здание на улице Жука, дом 7 (памятник регионального значения). Находится в неудовлетворительном состоянии, в 2022 принят из муниципальной собственности в областную, – написал он. – Сейчас объявляем конкурс на разработку проектно-сметной документации, в 2024-25 планируем работы, после чего здесь разместится Музей Шлиссельбурга. Этот пост мог бы быть больше и касаться ряда набережных и старинных шлюзов, но пока мы ждём их оформления и передачи в область».
Выходы в Ладогу и маяки
Ещё в 80-х годах прошлого столетия канал был пригоден для судоходства. Во всяком случае, по нему ходили баржи, и чаще всего они таскали за собой длинные плоты с древесиной. Автора этой статьи когда-то в детстве вместе с братом брал с собой в путешествия на катере отец и выбирал именно этот путь, потому что по маршруту были безопасные выходы в коварную, далеко не всегда спокойную Ладогу, а иной раз и к насыпным островам.
Помню, как в детстве меня поразило, что когда-то такие острова создавали вручную: на определённое для острова место добирались на наполненных тяжёлыми камнями лодках. А потом ставили на них маяки.
Как-то отец договорился, и мы привязали катер к такой барже, высадились на бревна и перебирали землянику, собранную по берегам канала – ягоды там было в избытке.
С тех пор времени прошло много времени, и сейчас основным считается Новоладожский канал, а Петровский утратил полноводие. Но возвращением ему исторического облика, как нас убеждают новости последнего времени, в 47-м регионе занялись вплотную. Точно также, как восстановлением исторических объектов.
Как истинный долгожитель, канал сохраняет былое величие, напоминает о славном петровском времени, исторических Указах первого российского императора, и обещает новые открытия, которых мы с нетерпением ждём.
Евгения Дылева
Фото: Татьяна Туктамышева; Валентин Илюшин/Online47