Стрельба в петербургской школе, когда девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета по сверстникам, далеко не первый случай подобного рода ЧП. Только за последние пять лет можно насчитать около десяти нападений школьников в учебных заведениях.
Online47 постарался выяснить вместе с нейропсихологом, почему дети убивают, как на ситуацию влияет атмосфера в школах и какие методы позволят сократить риски повторения трагедий.
О произошедшем
Днем 13 апреля петербургский подросток открыл пальбу из пневматического пистолета в одной из школ Калининского района: 16-летний учащийся сначала несколько раз выстрелил в семиклассников на улице перед учебным учреждением, а затем – в самом здании. В итоге четверых детей доставили в больницу.
«Решил пострелять в ребят помладше (двух девочек и двух мальчиков, до и после первого урока) около школьных туалетов. Восьмиклассники, которым прилетело резиновыми пулями, пожаловались учительнице», - говорится в сообщении.
Известно, что стрелок состоит на учете в ПДН. К своим годам он уже имеет проблемы с законом за кражу автомобильных колёс. Также, по данным СМИ, известно, что мама мальчика сейчас находится в СИЗО по 228-й статье.
Скулшутинг
На этот раз, к счастью, обошлось без трагического исхода, в отличие от многих известных нам случаев скулшутинга (вооруженное нападение одного или нескольких учащихся на людей в учебном заведении). Отметим, что широкое распространение явление получило в США, поскольку случаи стрельбы в школах там известны с начала XX века.
Первый же громкий случай вооруженного нападения в России произошел в 2014 году. Ученик московской школы убил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия. Также он взял в заложники одноклассников.
Затем в 2018 году произошло аж два подобных инцидента за одну неделю, однако без применения огнестрельного оружия. Так, в Перми двое подростков ранили ножом 15 человек, а в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес удары учительнице, нескольким ученикам, а затем поджег класс.
Одним из последних громких нападений была стрельба в казанской школе. В 2021 году 19-летний Ильназ Галявиев с ружьем в руках зашел в учебное заведение, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Тем весенним утром он убил девять человек, семь из которых – дети, еще 21 получили ранения.
В российских СМИ подобное явление окрестили «субкультурой Колумбайн»*, ссылаясь на один из самых громких случаев массового расстрела в одноименной американской старшей школе. Там в 1999 году произошло громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников, в результате которого погибли 13 человек. Событие вызвало широкий общественный резонанс и даже легло в основу нескольких художественных фильмов и книг.
С развитием интернета и социальных сетей в среде подростков возникла интернет-субкультура, участники которой обсуждают школьников-убийц на форумах, рисуют фан-арты, пишут фанфики и монтируют видео, тем самым создавая контент для таких сообществ.
Причины агрессивного поведения
Из-за такой бешеной популярности начали появляться последователи преступников, которые стали им подражать и повторять их поступки. Чаще всего – это подростки, подверженные влиянию, находящиеся в подавленном состоянии и живущие в негативных условиях.
Как сообщила в беседе с Online47 нейропсихолог Наталья Наумова, виной такой участившейся агрессии стало легкое получение информации детьми через Интернет.
«Они узнают о способах, каким образом можно справиться со своей болью, со своей обидой. Допустим, ребенок очень не удовлетворен своей жизнью, он не соответствует каким-то стандартам, его не могут принять в обществе, он чувствует себя изгоем, таит в себе обиду и делает заведомо ложные выводы, а потом смотрит в Сети способы, как можно справиться с этой болью. И находит! Но совсем не то, что нужно», - подчеркивает специалист.
В случае, если родители не могут выстроить с ним добрые и доверительные отношения - без ремня, без нравоучений и унижений, подчеркивает нейропсихолог, - то ребенок в целом привыкает к тому, что он может быть унижен, оскорблен, что он не имеет права на собственное мнение. Все это приводит к тому, что подросток не может выстроить отношения со сверстниками и педагогами, потому что идет перенос на семью. Как итог: ребенок плохо социализирован и адаптирован.
«Бывают и другие причины. Даже если родители относились к нему с уважением и пониманием, у ребенка могут быть отклонения в психическом развитии. Важно это вовремя диагностировать. Когда мы замечаем какие-то странности, необычное мышление, то жизненно необходимо таких детей своевременно показывать психологам и неврологам, а иногда и психиатрам для того, чтобы оказать помощь», - добавила эксперт.
Кроме того, нередко способствуют ухудшению психоэмоционального здоровья и учителя. Как отмечает специалист, в школе некоторые преподаватели сравнивают детей между собой, высмеивают, а в итоге это все приводит к травле.
Наталья Наумова уверена – родителям и педагогам необходимо внимательнее относиться к ребятам и интересоваться их жизнью, обращать внимание на то, как они ведут свои социальные сети.
«Обиженные дети по-особому ведут свои страницы, наполняя их определенной неоптимистичной информацией. Такие профили замечают так называемые «помощники». Они дают понять ребенку, что у них есть способ, который поможет справиться с их болью. Находясь в подавленном эмоциональном состоянии, подросток не может мыслить критически и понять, что эти советы не принесут облегчения, а напротив, уничтожат его», - говорит Наталья Наумова.
Что делать?
Собеседница Online47 советует педагогам и родителям обращать внимание ребенка на то, что он уникален, относиться к нему, как к отдельной личности, давать понять, что у него есть право выбора.
«Надо стараться чаще говорить детям, какие они замечательные, хорошие, о них необходимо заботиться, ведь каждый по-своему уникален и надо просто найти подход, - отмечает специалист, - Например, если ребенок плохо учится, виноват не всегда он. Просто нужно искать новые методы для того, чтобы заинтересовать его учебой».
На уровне школы, считает эксперт, важно разрабатывать программы, которые помогут найти возможность педагогу уделить внимание каждому ребенку, привлекать нейропсихологов к работе с подростками. Кроме того, следует подходить к этому неформально и очень включенно.
«И сделать все возможное, чтобы наши дети чувствовали себя нужными и успешными», - добавила эксперт.
Службы поддержки
Отметим, что в разных регионах существуют центры социальной помощи семье и детям. Так, в Ленинградской области работает детский телефон доверия (службы экстренной психологической помощи) - 8-800-2000-122.
А также:
Общероссийский сайт «Помощь рядом».
Интернет-служба Экстренной психологической помощи МЧС России
«Твоя территория. Онлайн» - психологическая помощь молодежи до 23-х лет.
Растимдетей.рф
Антибуллинговый портал
«Фонд поддержки детей»
* Запрещенное в России террористическое движение
Злата Денисова
Фото: Валентин Илюшин/Online47