В первый же день работы двухдневного Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка» состоялось значимое событие: пример Ленобласти не остался без внимания других регионов – ещё в одном субъекте РФ – Чеченской республике – появится Мультицентр социальной и трудовой интеграции. Online47 узнал, что именно обсуждают участники развернувшихся там дискуссий, какие они принимают решения.
Помогать и сопровождать
Быть рядом, помогать и сопровождать – такой принцип лежит в основе работы Всеволожского Мультицентра. А сейчас положительный пример его работы постепенно становится ориентиром для прочих российских территорий. В частности, для Чечни.
«Первый день работы всероссийского форума, организованный при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Грозном завершился подписанием соглашения о взаимодействии в рамках тиражирования региональной модели комплексного сопровождения граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в сфере профессиональной и социальной реабилитации», – сообщила на своей странице в VK директор Мультицентра социальной и трудовой интеграции во Всеволожске Ирина Дрозденко. – Еще в одном регионе РФ будет организован Мультицентр, который изменит жизненный вектор многих наших соотечественников».
С её точки зрения, инклюзивная школа – отнюдь не парты и стены: это люди, готовые сами меняться и менять тот самый жизненный вектор. Иными словами, не сидеть угрюмо в углу – действовать, овладевать умениями, которые позволяют приносить пользу обществу и себе.
Словом, учиться управлять своей жизнью.
«Наша общая цель – это, безусловно, помочь максимально реабилитироваться каждому ребенку, каждому гражданину», – объясняет Ирина Дрозденко.
Главные ориентиры:
– доступность, равенство возможностей;
– понимание;
– профессиональная подготовка;
– сопровождаемые – быт, трудоустройство и работа;
– посильная занятность.
За время работы Мультицентра овладели навыками большого числа специальностей и были трудоустроены 1200 молодых людей с инвалидностью.
Соглашение между Республикой Чечня и Ленобластью по созданию Мультицентра подписали заместитель руководителя секретариата Главы Чеченской Республики, куратор сферы здравоохранения в этом регионе Хутмат Кадырова и директор нашего всеволожского учреждения Ирина Дрозденко.
«Уверена, что реализация нашего соглашения будет способствовать дальнейшему развитию сферы реабилитации Чеченской республики. Это послужит и внедрению в регионе передового опыта инновационной модели комплексного сопровождения людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, профессиональной социальной реабилитации», - подчеркнула Хутмат Кадырова на церемонии подписания.
К слову, по данным экспертов АСИ, в России насчитывается более 728 тысяч детей с инвалидностью. Причём это число ежегодно увеличивается. В коррекционных школах, ресурсных классах обучается 500 тысяч из общего количества, и 100 тысяч таких школьников – на домашнем обучении.
Речь на форуме шла и о дошкольном инклюзивном образовании, потому что с самого раннего возраста необходимо приобщать ребёнка с инвалидностью к образовательному процессу (подсчитано, что практически 66% детей с ограниченными возможностями здоровья посещают так называемые «компенсирующие группы).
Что такое инклюзивная школа
Понятие «инклюзивное образование» подразумевает «форму обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях».
А это, в свою очередь, предполагает не только создание особых условий обучения, но и адекватного участия – помощи и сопровождения. В частности, речь идёт о специальных условиях и особом внимании к ученикам и соответствующей подготовке тех, кто обучает.
Причём в ход идут и специальные методики обучения, адаптированный учебный план. А учебный день не ограничивается только занятиями. Применяются особые программы социального тьюторства.
«Трудовой тьютор – это координатор, который осуществляет взаимодействие по вопросам трудовой деятельности, – ранее объясняла Online47 Ирина Дрозденко. – Все, что сопряжено с распорядком дня, организацией рабочего места, питания в течение рабочего дня – это в поле зрения трудового тьютора».
Что думают люди
В социальной сети появились эмоциональные комментарии к посту Ирины Дрозденко.
«Впечатлён, Ирина Григорьевна, перспективным направлением вашего проекта по открытию Мультицентра, – написал Валерий Горбунов. – Воистину, Вы подписываете соглашение о взаимодействии по продвижению инклюзивный проектов и практик своевременно с республиками России. Успехов и процветания!»
Радуются и другие комментаторы:
«Отлично, что и в южной республике будет возможность развиваться ребятам! Поздравляю!» (Наталья Чужаева).
Есть и такая лаконичная запись:
«Хорошие новости!» (Мария Сухова).
Работа форума, в котором участвуют более 1,2 тысяч экспертов и педагогов из всех российских регионов, сегодня, 19 апреля, продолжается. В программе сегодняшнего дня – панельная дискуссия «Аспекты благополучия детей в инклюзивной школе». В диалоге участвуют представители федеральной законодательной власти, высшей школы и социальных НКО. Организаторы обещают, что одной такой встречей не ограничатся – форум станет ежегодным, а в будущем, 2024 году, пройдет в Югре (Ханты-Мансийском автономном округе).
В книге «Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии» содержится такое утверждение:
«Особенные дети (люди) живут в параллельном мире. И вывести ребёнка оттуда можно только с его безусловного согласия и одобрения…»
Именно этого удаётся добиться сотрудникам Мультицентра. Да ещё и с перспективой дальнейшего сопровождения.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47 и из личного архива Ирины Дрозденко