«Хочу уволиться». Эксперт рассказал, как избежать стресса и выгорания на работе

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Полностью обезопасить свои нервы не выйдет, но облегчить жизнь вполне реально

Опрос сервиса SuperJob показал, что главный источник стресса на работе у петербуржцев – руководство. Также нервируют поведение коллег и клиентов, непрофессионализм руководства и сослуживцев, некорректно поставленные задачи и невыполнимые сроки.

Жители Ленинградской области в опросе Online47 самым стрессовым фактором определили низкий уровень заработка, второе место разделили плохое отношение начальства к подчиненным и поведение коллег, на третьем – непрофессионализм руководства.

Все это неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию. И хотя эксперты считают, что совсем избежать стресса на работе все равно не получится, можно значительно облегчить свои трудовые будни. Правда, возможно, для этого придется сменить работу. Профориентолог, карьерный консультант, HR c девятилетним опытом подбора персонала в организациях Юлия Асташова рассказала Online47, на что обратить внимание в первую очередь.

«Закалка» для стрессовой работы

Эксперт отмечает: стресс на работе может зависеть как от человека, так и от объективных причин. Все дело в том, что стрессоустойчивость у разных людей разная.

«В идеале, конечно, если сама по себе профессиональная деятельность объективно стрессовая (то есть, например, это работа с претензиями, принятие управленческих решений, работа в условиях высокого риска и в ситуации неопределенности), то лучше, чтобы на нее изначально приходили люди более «закаленные» и эмоционально устойчивые, – считает профориентолог. – Тогда, если им априори не избежать стресса совсем, то, по крайней мере, они его легче будут переносить».

Прокачиваем эмоциональный интеллект

Юлия Асташова разъясняет: условно все трудовые функции можно разделить на работу с людьми и работу с задачами (информацией). Коммуникации с людьми при этом принято считать более стрессовой работой. Однако они «пронизывают» любую деятельность – даже если человек является техническим специалистом и работает с компьютером, ему все равно не избежать общения с руководством или коллегами.

«Так вот чем больше ваша работа насыщена взаимодействием с людьми, тем больше риск, что в этом взаимодействии пойдет что-то не так, потому что люди – живые существа, которые коммуницируют не только своей рациональной, но и эмоциональной частью, – продолжает эксперт. – Эмоции, настроение, физическое состояние, уровень энергии, мотивы, усталость – все это влияет на эмоциональный фон коммуникаций, помогая или мешая эффективному межличностному пониманию».

Для того, чтобы процесс взаимодействия был результативным, необходимо «прокачивать» эмоциональный интеллект и коммуникации в целом. Это поможет снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций с людьми и, как следствие, снизить уровень стресса.

«Все это гибкие навыки взаимодействия с людьми (soft skills), которые в работе не менее важны, чем «твердые» профессиональные навыки (hard skills)», – подчеркивает HR-специалист.

Начинаем с самопознания

По словам карьерного консультанта, к сожалению, не получится сделать так, чтобы на работе вообще ничего не нервировало. Но есть и хорошая новость: свою стрессоустойчивость можно тренировать, а свое состояние можно и нужно отслеживать и даже управлять им. Полезным будет и заранее не «погружать» себя в чрезмерно стрессовую среду, если вы, предположим, от природы слишком чувствительны.

«При выборе работы хорошо бы начать с себя, с самопознания, чтобы четко понимать, какие факторы конкретно у вас вызывают стресс, на что вы больше всего реагируете, к чему чувствительны, – рекомендует Юлия Асташова. – Хорошо бы глубже исследовать свой темперамент и другие личностные особенности, чтобы четко понимать диапазон своей стрессоустойчивости. Тогда при поиске работы вы будете учитывать эти факторы и стараться свести их к минимуму».

И заботимся о себе

Эксперт резюмирует: вне зависимости от того, что нервирует вас на работе больше всего, важно всегда своевременно заботиться о своем состоянии и уровне энергии и отдыхать до наступления эмоционального выгорания, а не после. Если больше всего стресса вызывает взаимодействие с людьми – то развивать навыки коммуникации (soft skills), искать «своих» людей.

И, конечно, очень значимо совпадение по ценностям, духу с компанией. Работа в кругу единомышленников тоже существенно повышает уровень удовлетворенности работой.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KYC1p
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KGjrz