«Для верующих нет никаких запретов»: священники из Ленобласти о праздновании Преображения Господня

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Представители духовенства выразили лишь одно пожелание для верующих жителей региона в этот день

Православный праздник Преображение Господне, который в народе также называют Яблочным Спасом, отмечают россияне в субботу, 19 августа. Но еще накануне в соцсетях появились памятки со списком вещей, которые в этот день делать запрещено. Online47 спросил у священнослужителей Ленинградской области, связаны ли запреты с православным праздником и какой духовный смысл он несет.

Игумен Филарет Пряшников, настоятель Староладожского Никольского монастыря отметил, что Преображение Господне – один из 12-ти важнейших после Пасхи праздников Православной Церкви. Он посвящен евангельскому событию, когда господь взял своих ближайших учеников на гору Фавор, на которой преобразился перед ними.

[…] и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет […], — сказано в Евангелии от Матфея.

«Господь показывает свое божество своим ученикам, чтобы укрепить их в вере перед своими страданиями. В то же время – это образец для каждого из нас, ведь в жизни мы стремимся к преображению своих мыслей, поступков, желаний. К тому же, не стоит забывать, что цель христианской жизни – это соединение с Богом. Господь – божественный свет, который сияет на протяжении многих веков», – пояснил сокровенный смысл праздника игумен Филарет.

Что касается Яблочного Спаса, то непосредственно с религией он не связан. Тем не менее, многие верующие в этот день приносят освящать в церкви фрукты и овощи. Делают они это в знак благодарности Господу за урожай. В целом церковь относится к Яблочному Спасу благосклонно. Но различные запреты, например, на работу, представляют собой суеверия.

«После службы прихожане выставляют на столы корзиночки с овощами, фруктами, ягодами, выходит батюшка и освящает эти приношения в храме. Что касается запретов, связанных с народными традициями, то священнослужители о них не знают. Есть только одно пожелание, чтобы люди в этот день пришли в храм и обратились к господу с благодарственной молитвой», – отметил игумен Филарет.

Аналогичную позицию высказал и священник Арсений Гуцу, клирик Выборгской епархии.

«В нашем народе к этому дню всегда поспевал урожай, и так как большинство населения проживало на селе, то огромную важность для людей представляло все то, что было связано с землей, поэтому плоды приносили в храмы. В общем, с религией эти народные традиции никак не связаны», – уточнил отец Арсений.

С ними оказался солидарен и протоиерей Александр Ваховский, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тихвине. Но священнослужитель добавил, что традиция освящения плодов берет начало из глубины веков, в церкви это понимают и уважают.

«Есть догматическое учение церкви, а есть, скажем, обрядовая сторона, какие-то житейские вещи. Ведь церковь не только говорит о высоком, но и внимательна к потребностям людей», – заявил отец Александр.

Помимо этого, он указал на интересную особенность, что священнослужители в этот день носят белое облачение. Впрочем, цвет облачений меняется и в другие православные праздники: на Рождество – золотистое, дни памяти преподобных – зеленое. Таким образом священники показывают важность этих событий.

Фото: Валентин Илюшин/Online47