Нужно было столкнуться с пандемией, чтобы особое уважение к врачам стало и общественным, и информационным, и государственным делом. Вопрос: что должно случиться, чтобы особое уважение к учителям поднялось на необходимую высоту?
Сначала про зарплату
Буквально накануне, в минувший четверг, на сайте Минпросвещения появилось казённое сообщение о том, что
«Всероссийский экспертный педагогический совет в сфере общего образования, созданный при Министерстве просвещения Российской Федерации, рассмотрел и концептуально одобрил ключевые подходы к изменениям системы оплаты труда педагогов, представленные ведомством».
Если перевести на понятный язык этот вот «концептуально одобрил» - то станет ясно, что до конкретного решения, и уж тем более, до его реализации ещё ой, как далеко.
Может, оно, конечно и логично – как говорится, семь раз отмерь и всё такое…
Но ведь кто-то же придумал и быстро внедрил в своё время - взять и эдак либерально-демократично отдать право самим школам решать, по какой системе кому сколько зарплаты начислять.
Идея, конечно, милая, и для кого-то вполне радостная – только точно не для всех. Причём, о последнем можно бы и без высшего экономического образования догадаться.
«В результате даже в рамках одного региона ставки/оклады существенно различаются, а иногда оказываются ниже прожиточного минимума. Примерно половина учителей не понимают принципов начисления зарплаты, поэтому одна из главных задач – сделать систему оплаты труда понятной и прозрачной», - отважно признают в Минпросвещения.
Остаётся дождаться, как и когда в итоге всё наладится – должно же?
Результат результата
А ведь последствия такой ситуации - слишком серьёзные и даже опасные.
Потому что учитель, работающий в условиях непонятных, и часто откровенно несправедливых зарплат и надбавок, должен быть идеальным альтруистом, чтобы не испытывать изжогу, как минимум, к системе образования. А это всё-таки не про всех.
При этом он, учитель, как раз и есть тот человек, который, по идее, должен учить детей не только предмету, но и хорошему, доброму, вечному - в том числе и Родину любить…
Ну и как у нас этим?
Тут, правда, много лет тоже всё ломали: официально чёрным по белому писали, что в перечень школьных услуг воспитание не входит.
Теперь вот должность замдиректора по воспитательной работе в штатное расписание снова ввели: хорошо, конечно – лучше поздно, чем никогда. Но когда, через сколько лет общество почувствует результат возвращения к здравому смыслу и логике школьной работы?
Кстати, про бухгалтерский ранжир «услуга» применительно к педагогике - это ещё одна боль, от которой школьные учителя глухо стонали все эти годы. В итоге выросло поколение, которое уже и своих детей в школы отправило, но теперь лютует в родительских чатах и требует учительской крови по каждому поводу.
А что такого, раз учитель не «услужил»?...
Успеть не опоздать
И вот теперь снова стало ясно, что авторитет учителя, разрушаемый экономическими и идеологическими экспериментами все последние годы, - это не только личное дело каждого учителя в отдельности. Вообще-то, это государственная задача, потому что воспитание – это ведь про базовые ценности, которые дети воспринимают только от тех, кого любят и кого уважают.
И если нет уважения к учительскому авторитету, обязательно найдутся авторитеты другие: уж это-то место пустовать не будет.
Причём, об этом нам приходится уже не просто гипотетически рассуждать, а горько убеждаться на практике. Начиная от ужаса от заснятых смеющимися детками издевательств над учителями, а заканчивая… да, «школотой». Наконец, уже и большинству общества стало тревожно за детей, которые на наших глазах из цветов жизни превращаются в разрыв-траву.
И тут вдруг вспомнили, что такое в жизни каждого человека – учитель.
Настолько остро вспомнили, что инициативу, прозвучавшую из Ульяновской области – о введении штрафов за оскорбление и унижение учителей, - с восторгом подхватили даже в сети.
«Мы не знаем, хороший ли губернатор в Ульяновской области, дорогие друзья, не следили, но вот эта его инициатива очень толковая. Прям давно пора» - радуется Орда и многие другие в сети.
И это «давно пора» - тут, пожалуй, ключевое.
Наталья Старичкова
Фото: Валентин Илюшин