Двусторонние переговоры президента России Владимира Путина и северокорейского лидера Ким Чен Ына стали предметом обсуждения во всем мире. При этом некоторые государства оценили новые витки в выстраивании отношений между двумя странами совсем не позитивно. Раскрыть все аспекты этого союза Online47 помог публицист, аналитик, преподаватель департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.
Не денег ради, но по расчету
По мнению политолога, приобретения и потери России от развития сотрудничества с КНДР можно оценивать в разных категориях. Если за единицу измерения брать доллар, то эффективным этот союз для страны не назовешь, но если рассуждать в плоскости политических баллов и уровня влияния на формулу мировой безопасности, то переоценить его сложно.
«Стоит ли обращать внимание на позицию прозападных государств, мы суверенная страна и сами определяем свои интересы, и не нужно ориентироваться на то, что скажут в Сеуле, Берлине или Вашингтоне. Если мы не хотим быть зависимой и слабой страной, оглядывающейся на других, то не о выручке валютной нужно думать, а какие позиции мы получим в мировой формуле безопасности, как сможем влиять на нее», — подчеркнул Леонид Крутаков.
Увеличение объемом финансовой выручки, уточнил спикер, явление положительное, но едва ли эти деньги позволят приобрести нужные стране технологии и инструментарий. В то же время копить суммы для отчетности, рассказывая о том, как страна преодолевает санкционный режим, необходимости нет. Хотя часть госслужащих продолжает жить по старым лекалам, то и дело, поднимая панику при виде возможных финансовых убытков.
«Какая польза России от сотрудничества с КНДР? Во-первых, это артиллерия, которая, кстати, совместима с калибрами за счет того, что в основе лежат советские разработки. Причем корейские наработки могут быть во многом даже совершеннее наших. Также они имеют очень хорошие установки залпового огня. Во-вторых, интересен опыт, ведь эта страна обложена санкциями, она живет много лет в таких условиях, может чему-нибудь научить, как и Иран», — заявил Леонид Крутаков.
Кроме того, благодаря сотрудничеству с КНДР Россия может рассчитывать на сближение с Китаем. Ведь после развала Советского Союза Северная Корея выживала лишь благодаря Поднебесной, приняв на себя роль малого бизнеса при крупном партнере. Для нее наличие самодостаточной и самонацеленной России в качестве еще одного компаньона несет массу преимуществ, расширяет возможности и открывает дополнительные горизонты.
Чаша весов пошатнулась
Развитие сотрудничества между Москвой и Пхеньяном приветствуют далеко не все страны. Главным противником этого тандема можно по праву считать Южную Корею, чье противостояние с Северной на протяжении долгих лет остается болевой точкой для мировой стабильности наряду с Ближним Востоком. Но помимо нее есть и более крупные игроки, которые препятствуют развитию Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Корейская проблема существует с давних пор, включая период, когда она была японским протекторатом. Это был вызов для России и Китая, достаточно вспомнить порт Артур. В настоящий момент правопреемницей государства Корея остается КНДР, а Южная представляет собой протекторат, созданный американцами, в общем-то как Тайвань. С другой стороны китайского моря Малаккский пролив и Мьянма, все это болевые точки, которые не позволяют интегрироваться этому пространству. Силы, которые не заинтересованы в этом, постоянно эти раны ковыряют», — рассказал Леонид Крутаков.
Наращивание Россией своего присутствия в регионе вовсе не открывает возможности управлять этой ситуацией. Но она может либо признать, что американцы имеют право контролировать проходы с Дальнего Востока в Китайское море, либо противодействовать этому.
По словам эксперта, Южная Корея и Тайвань остаются двумя опорными башнями Штатов, которые закрывают проливы. С их помощью США контролируют 80% всего торгового трафика Поднебесной, который идет морским путем, и при необходимости могут его перекрыть.
«Естественно, это угроза, если вы сотрудничаете, а у вас рука на горле лежит. И это проблема не только Китая или России, а всего азиатского региона. В то же время Южная Корея, Япония, они ослабнут при усилении Северной Кореи, поэтому на ситуацию по-разному можно смотреть», — заключил Леонид Крутаков.
Таким образом, решение российских властей по сотрудничеству с КНДР нельзя рассматривать только в качестве некоего обоюдовыгодного партнерства, этот шаг — часть ухода мира от однополярной системы, которая, казалось бы, восторжествовала навсегда. На наших глазах вновь пробуждаются исторические противоречия, заложенные в геополитические швы планеты.
Степан Филатов
Фото: kremlin.ru