День автомобилиста отмечают по всей России в последнее воскресенье октября — в этом году праздник выпал на 29 число. Он относительно молодой, был учрежден лишь 47 лет назад, а изначальная цель его заключалась в том, чтобы показать важность транспорта в экономике страны. Теперь в этот день с профессиональным праздником поздравляют водителей. Online47 в честь этого события обратился к автоэкспертам, чтобы узнать, как развивался отечественный автопром и какие модели машин могут претендовать на звание «символа эпохи».
Российская империя. «Пузырёв 28/35»
В Российской Империи развитие автопрома происходило в форме зарождающегося капитализма, когда автомобилизм развивался в основном как некое увлечение богатых и обеспеченных людей. Занимались его развитием преимущественно иностранные конструкторы, у которых перенимали опыт наши соотечественники.
Первое время выпуск машин осуществлялся исключительно иностранными компаниями. Начать выпуск своих, отечественных авто решился только предприниматель Иван Пузырев. Первые такие авто появились в начале XX века (модель называлась «Пузырёв 28/35») и так или иначе повторяли зарубежные конструкции, но были адаптированы к российским условиям: надежность, простота обслуживания, выносливость на плохих дорогах.
Как отметил заместитель главного редактора портала avto.mail.ru Юрий Урюков, именно этот фактор привел к появлению компании «Руссо-Балт». Она изначально специализировалась исключительно на железнодорожном транспорте, но, вникнув в новые тенденции, обратила свой взор и на автомобили. Бурное развитие производства началось непосредственно перед Первой мировой войной.
«Компания выпускала определенные модели тиражами, как легковых, так и грузовых. В основном они использовались в армии и лишь отчасти поступали на гражданскую службу. При этом страна уже в период Первой мировой войны находилась на рубеже революции, войска были основным потребителем, так что руководство ориентировалось на военные заказы. И если бы не революция, как знать, не исключено, что мы бы имели свои крупные производства, как на Западе», — считает Юрий Урюков.
Тем не менее, автомобили этой компании пользовались популярностью и в советское время, включая царский гараж.
Молодой Союз. НАМИ-1, КИМ и ГАЗ
Перед молодым государством СССР, начавшим свое формирование после Октябрьской пролетарской революции 1917 года, стоял целый спектр задач, поэтому первые пару десятков лет пользовались советские граждане целым «зоопарком» транспортных средств, включая немецкие экземпляры.
«Робкие попытки наладить какое-либо производство собственных машин, конечно, предпринимались, но в экспериментальном режиме, либо это были единичные модели для партийной номенклатуры. Можно вспомнить «НАМИ-1», машину для высших партийных чиновников, функционеров, которые скопировали зарубежные конструкции», — уточнил Юрий Урюков.
Непосредственно перед началом Второй мировой войны советские власти озадачились созданием действительно массового народного автомобиля. Им должен был стать КИМ — будущий «Москвич», но из-за войны и скепсиса со стороны товарища Иосифа Сталина этот проект свернули.
Не стоит забывать также про ГАЗ, который в партнерстве с американским Ford построил в Нижнем Новгороде завод по производству обширной линейкой авто, которую выпускал с 30-х годов, включая – ГАЗ-АА «Полуторка», грузовик ГАЗ-ААА и легковушку ГАЗ-А. Последними, впрочем, в большинстве своем, закрывали нужды армии.
Расцвет автопрома СССР. «Москвич», «Нива», КАМАЗ, «Копейка» и «Волга»
После окончания Второй мировой войны Советский Союз наладил выпуск автомобилей гражданского назначения. В первую очередь речь идет о модели «Москвич-400 (401)». Он стал доступен всем желающим. Значительный толчок дальнейшему развитию авто дал концерн Fiat, чей приход позволил переосмыслить индустрию.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, хоть во многом благодаря заимствованиям, но развитие автомобильной промышленности в Советском Союзе шло достаточно бурно.
Главным творением советского автопрома эксперт назвал «Ниву», которая стала полностью собственной разработкой, за исключением небольших моментов, включая применение итальянских технологий двигателя. Имея незаурядные характеристики и разумное соотношение цены/качества, эта машина зарекомендовала себя не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом.
«Во-первых, собственная разработка. Во-вторых, это, по сути, создание новой ниши, потому что таких легких автомобилей тогда для коммерческого рынка не было, лишь адаптации Willys’ов в виде Land Cruiser, да адаптации Defender’ов. В-третьих, «Нива» стала новым словом в данном случае, долгое время оставалась успешным экспортным товаром, и до сих пор я вижу «Нивы» в Италии, в Швейцарии, Турции, они эксплуатируются. Это очень дешевый внедорожник с весьма хорошими характеристиками», — подчеркнул Антон Шапарин.
Еще одним значимым событием для отечественного автопрома стал выпуск с конвейера «Копейки» — ВАЗ-2101 «Жигули». Эта модель стала по-настоящему массовым и в то же время качественным автомобилем для простого населения. И хоть он был адаптацией, впоследствии его удачно локализовали и серьезно расширили производство.
«Этот автомобиль отвечал требованиям времени, а его главная заслуга заключается в том, что он дал людям нечто современное, в том числе моторы. Например, «Москвич» этим похвастать не мог до конца существования, всегда был отсталым», — добавил эксперт.
58-й «КАМАЗ» также достоин упоминания в рейтинге, считает автоэксперт, ведь в довольно ответственный для страны период он стал основным грузовым автомобилем, покрыв потребности огромной страны в грузовом транспорте и в советское время, и в ранее российское.
Кто не знает «Волгу»? «Волгу» знают все. Вот только далеко не все могли позволить себе ездить на этом автомобиле. В глазах большинства советских граждан он был важным и значимым, но при этом дефицитным товаром.
«ГАЗ-24 «Волга» скорее нишевый и точно уж менее интересный технически, чем «Копейка» с независимой подвеской. К тому же, по большому счету, она выпускалась в виде «Пятерки», «Семерки» до 2000-х годов. Так что из легковых я бы распределил в таком порядке: «Нива», «Копейка», «Волга», — отметил Антон Шапарин.
Можем повторить?
В настоящий момент советский автопром назвать актуальным попросту нельзя, зачастую это совершенно небезопасный и некомфортный транспорт, но некоторые люди продолжают им пользоваться. Для кого-то эти опытные авто с историей попросту безальтернативный вариант, включая представителей малого бизнеса, остро нуждающихся в дешевых машинах.
Несмотря на то, что СССР уже давно нет, наследие его продолжает жить, некоторые машины давно сгнили, но все еще ездят. Это, безусловно, достойно. Но времена меняются. Вот если взять какой-нибудь заезженный Mercedes, то он будет все еще прилично смотреться. Именно в этом направлении, считает автоэксперт, и нужно работать современному автопрому страны — дать потребителям универсальные и доступные машины. Возможности для этого есть.
В конце концов, у неискушенных людей эксплуатация транспортных средств не должна вызывать каких-то серьезных сложностей. Глубокие технические познания представляют ценность лишь для энтузиастов, к числу которых, собственно, и относятся те, кого Online47 поздравляет с Днем автомобилиста.
Степан Филатов
Фото: Валентин Илюшин/Online47