«Хеллоуин vs Тыквенный спас»: Как «импортные» праздники проходят испытание русским менталитетом

Online47 разобрался, как Новый Год, День святого Валентина и другие привычные нам торжества «русифицировались» и что из этого получилось


31 октября почти весь мир отмечает День всех святых — Хэллоуин. В прошлом столетии сугубо американский праздник стал интернациональным — массовая культура сильно поспособствовала популяризации некогда языческого обряда чествования мертвых. Традиция наряжаться в причудливые костюмы зомби, вампиров и других темных существ частично прижилась и в нашей стране.

В преддверии Хэллоуина в России вновь разгорелись споры о том — зачем нам праздновать американский праздник, если есть множество российских аналогов — Ивана Купала, Святки и даже славянская Велесова ночь, которую отмечают как раз с 31 октября на 1 ноября. Но в народе в определенной степени распространился именно Хэллоуин, поэтому, по мнению ряда наших граждан, – надо его «русифицировать».

Поиски замены Хэллоуину

Недавно в народе завирусился настоящий мем про «Тыквенный спас» — несуществующий славянский праздник, который, предположительно, появился в одной из школ Ижевска как локальный креатив. Никакого отношения к нашим корням и православию событие, очевидно, не имеет.

В свою очередь, один из депутатов Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложил переименовать Хэллоуин в «День жутких сказок и историй». Он объяснил эту метаморфозу просто – уходим от западной культуры и иностранного влияния, но сохраняем «привычное веселье».

Над этими идеями, как минимум, посмеялись. Ведь костюмы, грим и прочие устоявшиеся атрибуты американского Хэллоуина никуда не денутся – они универсальны и им просто не предложили никакой альтернативы.

Online47 изучил вопрос замены праздников в нашей стране, чтобы выяснить, какие из них в целом удалось (или не очень) адаптировать для российской публики, а также узнал, как в России «отмечают» другие популярные в Европе и США праздники.

Римские нравы против семьи и верности

В 90-е в Россию пришло много невиданных нравов и традиций, которые легко приживались в сознании голодных ко всему новому граждане бывшего СССР. Одним из таких стал День всех влюбленных или День святого Валентина.

Одна из самых распространенных гипотез, что праздник любви берет свое начало из древнеримской Луперкалии, когда 15 февраля отмечался праздник плодородия. Для современного человека такие обычаи могут показаться, мягко скажем, шокирующими: молодые юноши стегали бичами молодых женщин для дарования им плодородия и облегчения будущего облегчения родов.

«Празднование Луперкалий» Андреа Камассей

Позже его «переделали» в День святого Валентина, о котором в церковной хронике информации также мало. Известно, что святой Валентин был мучеником — и все. Поэтому позднее популяризация 14 февраля как дня любви — сугубо светская и коммерческая история. Наша церковь даже попыталась запретить его празднование в 2011 году в целях «духовной безопасности».

Традиции попытались «русифицировать» в 2008 году. Тогда в нашей стране официально появился альтернативный праздник — День семьи, любви и верности (День святых Петра и Февронии), который ежегодно отмечают 8 июля.

Получается, что отсутствие сильных символов и коммерческая незаинтересованность не дали празднику такой популярности, как Дню святого Валентина. Хоть это и хороший повод напомнить своей второй половине, семье и детям о любви, праздником тут пока и не пахнет.

На Википедии указано, что официальный символ дня... ромашка

На Википедии указано, что официальный символ дня... ромашка

Новый год — главный праздник страны

А тут все вроде бы просто, но тоже со своим процессом русификации. Новый год традиционно празднуют во всем мире. Большая часть населения — с 31 декабря по 1 января. В России эта традиция пришла с Петром I, начиная с 1700 года. Тогда Москву украсили елками, а вместо привычных сейчас фейерверков были залпы пушек. Все это — на немецкий манер.

Однако действительно праздником Новый год стал только в 1935 году, уже в Советском союзе. Рождество тогда отменили, а устоявшиеся европейские символы «русифицировали». Так, появились уникальные советские елочные игрушки, а у Деда Мороза спутница — Снегурочка. Сегодня без этой пары трудно представить Новый Год в России, когда как на Западе – только Санта-Клаус на оленях.

Отдельно хочется подчеркнуть, что в отличии того же Санта-Клауса, образ которого отождествляется с Николаем Чудотворцем, или этнических татарского Кыш Бабая, ямало-ненецкого Ямала Ири или якутского Чысхаана, Дед Мороз — светское и абсолютно российское воплощение именно Нового года, а не Рождества.

Вот он — живой, великоустюгский Дед Мороз

Вот он — живой, великоустюгский Дед Мороз vk.com/dedmoroz

В конечном итоге, благодаря понятным каждому символам и традициям — елке, Деду Морозу и Снегурочке, салату оливье и мандаринам с шампанским, салюту и выступлению президента, российский Новый год стал поистине уникальным праздником, несмотря на все то же заимствование из Европы.

Смеяться можно, но только с домовым

«Первое апреля — никому не верю» — день юмора и розыгрышей, про который многие знают по «белой спине» и, уже в современном мире, розыгрышам от крупных IT-компаний. В России его отмечают, как и во всем мире. Удивительно, но праздник смеха — интернациональное явление, корни которого найти сейчас трудно.

По одной из гипотез 1 апреля праздновали в Древнем Риме и у народов Индии как день весеннего равноденствия. Классические гуляния сопровождались шутками и игривым настроением, которое, предположительно, провоцировала весенняя погода. Еще одна гипотеза утверждает, что так языческие народы «задобряли природу», дабы она позволила им взрастить хороший урожай.

Еще одна из версий — переход на Григорианский календарь в 1582 году и дальнейшие его реформы. Тогда новый год еще не отмечали 1 января, а как с 25 марта по 1 апреля. В этом-же веке французский король Карл IX перенес новый год на привычные нам даты, из-за чего празднующих его 1 апреля стали шутливо (или не очень) называть апрельскими дураками. Отсюда и пошло второе название праздника — день дурака.

Высока вероятность, что разговоры о «русификации» Дня смеха не зайдут — слишком абстрактный праздник, корни которого уходят глубоко во всемирную историю и традиции. Однако аналог у нас уже есть — День пробуждения Домового. По сути своей — это такой же языческий праздник весеннего равноденствия, олицетворенный в мифическом существе Домовом. По весне просыпалась и прочая нечисть вместе с животными, но люди радовались более теплому солнцу, постепенному сходу снега, поэтому пребывали в шутливом настроении.

Вот и весна пришла, вот и домовые проснулись...

Вот и весна пришла, вот и домовые проснулись... "Домовенок Кузя"

Глеб Ключников

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8K4QkM
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KayVf